http://www.ivandanilov.ru/pub32.htm

Иван Данилов

© Советская Россия (Москва).
30.04.2002.- 048. - C.2

КАК ЗАЩИТИТЬ ВЫБОРНОЕ ПРАВО?

Именно этот закон является основополагающим для всех основных правовых и законодательных актов по проведению выборов как в регионах, так и в целом в стране - вплоть до выборов президента и Государственной думы. Действующий закон был несовершенен, мы с вами много раз сталкивались с тем, что он давал регионам возможность "дополнять" его своими местными законами так, как это было выгодно правящей верхушке. Как правило, было именно так, а не наоборот - как лучше для избирателя, для защиты его волеизъявления от фальсификаций и искажений.

Что изменилось в новой редакции Закона о выборах? Какие поправки были приняты, в чем их смысл? Рассказать об этом мы попросили координатора фракции КПРФ в Государственной думе ФС РФ Сергея Николаевича Решульского.

- Новую редакцию закона в Думу представила ЦИК от имени президента. Она была принята в первом чтении, но ко второму чтению после тщательной проработки ее депутатами поступило более трех тысяч поправок. Многие поправки были приняты в рабочей комиссии, часть обсуждалась и принималась 26 апреля на пленарном заседании.

Такое поистине рекордное число поправок неслучайно. Выборы, которые стали сегодня почти повсеместно фарсом, превратились в каскад фальсификаций, ни в коей мере не соответствуют конституции. Ведь мы прекрасно знаем, что они проводятся при помощи целого набора черных методов, административного ресурса, принуждения, подкупа, махинаций в ходе самой выборной кампании, начиная от использования не зарегистрированных нигде газет типа "Не дай Бог", которые выходят миллионными тиражами, до появления двойников, этаких клонов, у некоторых кандидатов. Все это как раз и направлено на то, чтобы лишить людей свободного выбора, при этом напрямую нарушается их конституционное право, а ответственности за это никто не несет. Победителей не судят? На судить надо фальсификаторов! Ведь в конституции РФ, в третьей статье, сказано, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Но в результате всех этих манипуляций выражение высшей власти народа через выборы становится фикцией. Народ уже просто не верит в честность выборов и в возможность с их помощью улучшить свою жизнь. Административно-чиновничий диктат, стремление лиц при должностях любой ценой, даже через нарушение конституции и закона, удержаться на своих прибыльных местах сегодня научились ловко прятать в щели, в черные дыры существовавшего до сих пор Закона о выборах. Его, конечно же, надо было менять.

Ныне действующая редакция Закона о выборах была во многом несовершенна. И ее каждый властный ловкач мог легко приспособить к своим надобностям. Самый яркий пример такой вольной трактовки федерального закона - выборы в Ростовской области, когда единственного реального претендента на место губернатора, коммуниста Л.А. Иванченко, сняли с выборной дистанции потому, что местный Закон о выборах, специально созданный для подобного рода расправ, позволял это сделать. А в федеральном законе были недостаточно четко и однозначно проработаны нормы, по которым можно снимать кандидата.

В новой редакции перекрыть некоторые "черные дыры", на мой взгляд, все-таки удалось. Существенно то, что в новой редакции предусмотрено: одна половина членов избирательных комиссий назначается законодательным, другая - исполнительным органами власти, но при этом обе ветви власти обязаны назначить не менее половины предлагаемых ими членов комиссии на основе поступивших предложений от политических партий. Теперь в избирательные комиссии всех уровней войдут представители тех политических партий, которые получили от избирателей право распределить между собой мандаты на последних выборах в Думу.

Кроме этого, в новой редакции изменены временные границы начала выборной кампании. Устанавливается, что ее стартом будет считаться начало сбора подписей. Это правильно, так как все мы понимаем, что сбор подписей - уже агитация.

Устанавливается обязательная выборная норма по формированию законодательных и представительных органов власти субъектов Федерации по смешанной системе: 50 процентов по партийным спискам, 50 - по одномандатным округам. Здесь коммунисты настаивали на ускорении введения этой нормы, но думское большинство решило, что сделать это можно только с июля 2003 года, с началом действия Закона о политических партиях. К этому сроку все законодательные нормы субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с новым положением федерального закона.

Теперь только суд наделяется правом отстранения кандидата от выборов, а не избирательные комиссии, как это было раньше. И еще введена норма, регламентирующая, что отмена регистрации может быть сделана не позднее чем за 8 дней до голосования.

Теперь не будет гак, что в воскресенье выборы, а в субботу кандидата снимают с голосования, как это было в Ингушетии, когда Гуцериева в субботу сняли с дистанции, а в воскресенье началось голосование.

Устанавливается три основания для регистрации кандидата или партии на выборы. Это - по подписям, по залогу, и - новое - по решению руководящего органа политической партии, если по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной думы кандидаты из федерального списка, выдвинутые этой партией, избраны в Думу. Другими словами, если партия преодолела пятипроцентный барьер и ее представители попали в Государственную думу, то она может на очередных выборах просто выдвигать свой список, не собирая подписи. Это существенное преимущество для признанных обществом партий. А тот, кто хочет выйти на политическую арену впервые, должен доказать, что он располагает доверием избирателей хотя бы на этапе сбора подписей. Ну а тот, кто готов вместо подписей внести залог, пусть рассчитывает на свой кошелек.

Характерно, что закрепляется исчерпывающий, не подлежащий расширению законами субъектов Федерации перечень оснований для отказа в регистрации кандидата. Там есть несколько пунктов, по которым только можно отказать в регистрации, такие, например, как двойное гражданство, неснятая судимость и так далее. Расширять произвольно этот перечень недопустимо.

Для избирателей крайне необходима и такая норма закона, которая позволяла бы оперативно и действенно отменять неправовые, волюнтаристские решения и действия избирательных комиссий. Во время выборных кампаний наблюдатели, выборные штабы и сами кандидаты или их представители практически никогда не могут добиться от вышестоящей избирательной комиссии отмены неправовых решений нижестоящей комиссии. Мы сталкиваемся с этим постоянно в своей практике. Так вот теперь принята поправка, которая возлагает на вышестоящие избирательные комиссии однозначную и жесткую обязанность рассмотрения подобных жалоб и вынесения по ним решений по существу с немедленным ответом, с принятием мер. Гонять жалобу по кругу, канителить жалобы на различного рода нарушения до окончания выборов, как это делается сейчас очень часто, будет уже невозможно. И сроки при этом установлены строгие - не более пяти дней, а если до выборов осталось три дня, то счет идет буквально на часы.

Ужесточаются порядок и качество защиты избирательных бюллетеней от подделок.

Подробно расписаны в новой редакции технические детали и степени защиты этого документа. К сожалению, мы не смогли провести, хотя с мест было много таких предложений, поправку о том, чтобы на каждом бюллетене расписывались наблюдатели от разных партий - хотя бы по жребию, хотя бы по два-три. Но я думаю, что жизнь заставит вернуться к этой поправке и все-таки принять ее.

Коммунисты настаивали, но большинство в Думе не проголосовало и за то, чтобы ввести контрольный отрывной корешок бюллетеня. Для чего это нужно? Для того, чтобы был двойной контроль: избиратель опускает корешок в контрольную урну, а бюллетень - в обычную. При подсчете сверяется количество бюллетеней в обычной урне и в контрольной. Если разница составляет больше, чем это возможно при случайностях, то все результаты выборов признаются недействительными. Но - не поддержали.

К счастью, все были вынуждены признать, что на выборах необходимо ограничить вакханалию СМ И. Новой является, к примеру, такая норма, когда в агитационных целях СМИ можно использовать только за месяц до голосования. Более четко прописываются положения о том, какие СМИ имеют право публиковать выборные агитационные материалы на равных условиях для всех кандидатов, какие собственные СМИ партий и выборных объединений могут участвовать в агитации. Введена норма, по которой все газеты, зарегистрированные менее чем за год до выборов, не имеют права участвовать в агитации, публиковать агитационные материалы. Ведь сколько раз уже мы сталкивались с этим: за месяц до выборов зарегистрируются, выльют на головы избирателей ушаты грязи, клеветы, самых чудовищных вымыслов о том или ином кандидате, а потом ни следов их не найдешь, ни обвинения не предъявишь...

Избиратели вправе спросить: отвечает ли новая редакция Закона о выборах всем требованиям статьи 3 конституции РФ? Нет, пока не отвечает всем ее пунктам, и мы будем добиваться того, чтобы отвечала. В той же конституционной статье есть пункт 4, где говорится, что никто не может присваивать власть в РФ, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. К сожалению, у нас это творится сплошь и рядом, на какие выборы ни кинь взгляд. Надо покончить с лицемерием, когда на словах власть ратует за чистые и честные выборы, а на деле ее лобби в Думе все делает наоборот. Поэтому уже в мае наша фракция выступит за внесение поправок в Уголовный кодекс. Суть их в том, что махинации, фальсификации на выборах должны законом, Уголовным кодексом квалифицироваться как тяжкое преступление. Они и есть не что иное, как присвоение, захват власти. Почему-то считается, что власть захватывают только вооруженным путем. Но и на выборах уже сплошь и рядом гремят выстрелы. А если палят не по Кремлю и не по Дому правительства, то ведь фальсификациями расстреливается конституция с не меньшим эффектом, чем это сделал Ельцин в 1993 году. Происходит захват власти антиконституционным по сути путем, но по форме - парламентским методом. Суть преступления от формы его исполнения не меняется. Можно выстрелить человеку в спину, а можно удушить в объятиях. Так что уголовная ответственность для любого чиновника или члена избирательной комиссии, допустившего искажение народной воли, должна быть обязательной, а фальсификация должна караться лишением свободы на несколько лет как тяжкое преступление, наказание за которое неотвратимо. Этого требует конституция, и закон должен ей соответствовать.

Сейчас кого ни послушаешь, все говорят, что они за честные выборы. Но вот мы проводили, так сказать, замеры думских мнений, обсуждая пока еще в кулуарах эти поправки в Уголовный кодекс. И что же? Уже раздаются вопли о свободе, о правах человека. И это - пока только при обсуждении самой возможности вынести на голосование защищающие конституционность и законность нормы. Уверен, что эта поправка многих бы отрезвила. Однако посмотрим, что будет, когда мы предложим ввести эту норму в Уголовный кодекс. Тогда, я думаю, с помощью вашей газеты мы установим истину и покажем ее избирателям - кто был за, кто против. Ведь в конечном счете это со всей определенностью покажет, кто боится честных выборов, кто готов пойти на нарушение закона и конституции, только бы получить власть. А наших избирателей мы будем держать в курсе событий, которые развернутся вокруг этой поправки.

Но и сами они не должны стоять в стороне. Ведь стопроцентной гарантии не может дать ни один закон, всегда найдутся любители объехать его и нарушить. Рассчитывать на честные выборы можно только тогда, когда сам народ будет заинтересован в честных результатах, не будет пассивным. Надо установить народный контроль за выборами, поставить всю административную рать в подчинение народу. И сегодня, после принятия новой редакции Закона о выборах, у избирателей уже есть значительные рычаги для этого.

30.04.2002.

Hosted by uCoz