http://www.kub.kz/article.php?sid=10722
Борис МАКАРОВ: “Мы имеем факт правовой коллизии…”
Действительность выборов и легитимность
власти глазами российского эксперта
ОТ РЕДАКЦИИ - Предлагаем вам статью
независимого российского эксперта Бориса
МАКАРОВА, проанализировавшего казахстанское
выборное законодательство на предмет
соответствия его как Конституции РК, так и нормам
международного права. Выводы, к которым он
пришел, наверняка заинтересуют наших читателей.
Уровень совершенства избирательного права,
избирательной системы и избирательного процесса
любой страны можно оценивать в рамках любых
категорий: демократично-недемократично,
просто-сложно, быстро-медленно, дешево-дорого,
достоверно-недостоверно. Но оценивать и с
позиций соответствия качества избирательного
законодательства Конституции, и отсутствия
противоречий в базовых законах, регулирующих
проведение выборов. Если анализировать базовые
конституционные избирательные законы
Казахстана с этой точки зрения, то открывается
удивительная картина.
Общие принципы
В отличие от многих зарубежных конституций,
Конституция Республики Казахстан не содержит
специальной главы об избирательном праве
(избирательной системе). Тем не менее, общие
принципы избирательного права прямо или
косвенно декларируются в ряде ее статей и глав.
Статья 33 устанавливает право граждан Казахстана
избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного
самоуправления, а также участвовать в
референдуме. Эта же статья Конституции
специально оговаривает возможность лишения
избирательных прав определенной категории
граждан.
Статьи 41 и 51 провозглашают всеобщее, прямое
избирательное право при тайном голосовании.
Статья 41,42 и статья 49-51 устанавливают срок
полномочий президента и двухпалатного
парламента, что влечет за собой периодичность
проведения выборов.
Статьи 41, 43, 51 и 86 вводят избирательные цензы:
возрастные для президента, депутатов Парламента
Казахстана и местных представительных органов
(маслихатов).
Статьи 43, 50, 52 запрещают президенту и депутатам
Госдумы некоторые виды деятельности.
Отдельные элементы избирательной системы
Казахстана изложены также в статьях 43, 53, 72, 86.
Статья 41 вводит для Президента РК ценз оседлости.
Он обязан с момента рождения иметь гражданство
Казахстана, свободно владеть государственным
(казахским) языком и проживать в Казахстане не
менее 15 лет. Заметим, что термин “ проживать”