Еще раз про конституцию и время
Б.А. Макаров
Политолог
Введение.
Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского (constitutio) – устройство . Конституция - основа будущего текущего законодательства страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, основные права и обязанности граждан и так далее.
Высочайший
манифест |
Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов было проведено в режиме октроирования (от французского octroyer- даровать, жаловать). Они даровались “добрым” монархом Николаем II своему “любимому народу”. Октроирование российской Конституции было не добровольным, а вынужденным актом. Её основной целью было погасить революционный пожар и сохранить у руля государства буржуазно-аристократический режим, интересы которого представляла российская монархия. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось. Это в конечном итоге привело к февральской и октябрьской революциям 1917 года.
Особенность любой конституции состоит в том, что это есть правовой акт, венчающий победу одной части общества над другой в результате революции или контр-революции. Конституция закрепляла некое “гражданское согласие” одних классов или групп населения между собой, но одновременно, как правило, исключала из общественной жизни или существенно ограничивала в правах другие классы или категории населения. Обычно в эту категорию попадали те слои общества, которые потерпели поражение в результате революции или контр-революции. Во время Великой Французской революции изгоем оказалась аристократия, Октябрьская революция вышвырнула за скобки только народившуюся буржуазию, отчасти дворянство и духовенство. В эту схему укладываются Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года. Первая была принята после вооруженного захвата власти в 1917 году, а вторая после победы в гражданской войне 1918-1922 года. Эти Конституции закрепляли приоритетные права рабочего класса и крестьянства .
В эту схему абсолютно не укладываются две последующие конституции. Конституции СССР 1936 года и 1977 года (соответствующие Конституции РСФСР были приняты 1937 и 1978 годах). Формально не укладываются, потому что никаких революций и контр-революций в стране не наблюдалось и непонятно победу каких именно классов закрепляли эти конституции. Обе эти конституции декларировали принцип народовластия, то есть принимались в интересах всего народа, без детального учета длительных интересов различных классов, сословий и групп граждан . Народ - это некое аморфное образование, которое может быть скреплено общими целями или интересами с помощью силовых методов и(или) материального стимулирования различной природы. Если этого нет, то государство, раздираемое внутренними противоречиями, исчезает за короткий по меркам истории срок. При внешнем сходстве условий возникновения судьба Конституций СССР 1936 и 1977 года была абсолютно разной.
В декабре 1936 года была принята очередная Конституция СССР, которая была провозглашена Конституцией победившего социализма. Сталинская конституция благополучно просуществовала 41 год. Это было обусловлено тем, что в период ее действия произошли такие эпохальные события мировой истории как вторая мировая война (великая отечественная война), годы холодной войны, годы послевоенного восстановления народного хозяйства страны, создание и увеличение экономического, промышленного, оборонного, научно-технического, культурного и т.д. потенциала СССР. В большую часть этого периода подавляющее большинство граждан СССР были объединены общей целью (целями), а уровень активности и динамика социально-общественной жизни была невысокой. Людям просто было некогда задумываться о лучшем устройстве социальной жизни, надо было отразить внешнюю военную угрозу, поднять страну из руин, создать военно-стратегический паритет, не допустить, чтобы страна оказалась на задворках мирового прогресса. Можно сказать, что принципы, заложенные в Конституции СССР 1936 года и ее соответствие интересам и чаяниям большинства населения, страны прошли крещение суровыми годами войны, послевоенного восстановления и в целом выдержали эти испытания. Хотя в этот период на практике допускались грубейшие нарушения законности и прав человека, гарантируемые Конституцией СССР. Достаточно вспомнить период массовых репрессий 1937-1939 годов. В период действия этой Конституции публично высказаться о недостатках социализма означало примерно тоже самое, что в годы святой инквизиции поставить под сомнение факт существования Иисуса Христа.
Мнения ученых и экспертов о качестве этой конституции расходятся кардинально. Если одна группа ученых считает, что текст этой конституции представляет собой некий демократический камуфляж тоталитарного режима и на практике принципы конституции повседневно и абсолютно все нарушались, то другая группа ученых считает, что для своего времени Конституция СССР 1936 года была самой демократической конституцией в мире . Наверно истина как всегда находится посередине.
Конституция СССР 1936 года была в чистом виде “классовой” и защищала интересы рабочих и крестьян. Ее третья статья прямо декларировала, что “вся власть в СССР, принадлежит трудящимся города и деревни в лице депутатов трудящихся”. Хотя ее 125 статья и гарантировала свободу печати, свободу слова, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, но при этом честно предупреждала, что эти права и свободы гарантируются только в целях укрепления социалистического строя и в интересах трудящихся. В любых других случаях “Власть” не гарантировала своим гражданам никаких прав и свобод.
Совершенна другая участь была уготовлена Конституции СССР образца 1977 года. Основные доводы за принятие новой конституции сводились к следующему. В СССР построено социалистическое общество, то есть государство развитого социализма. В стране отсутствуют классы антагонисты, и появилась новая общность людей - советский народ. Поскольку новое государство построено, нужна новая конституция .
Эта Конституция сохраняла в декларативно-неявном виде различные льготы и преференции для властных структур Коммунистической Партии Советского Союза и ее конкретных представителей. По конституции 1977 года, КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководила великой созидательной деятельностью советского народа. Статья 6 провозглашала и законодательно закрепляла искусственную монополия одной партии. Де-факто в СССР исторически сложилось такое положение, когда ЦК КПСС, обкомы, райкомы и т.д. в повседневной жизни контролировали и командовали всем и вся, фактически, не неся никакой ответственности за реальное положение дел в стране, регионе, районе и т.д. При этом вся ответственность перекладывалась на представителей исполнительной власти (правительство и советы народных депутатов разного уровня) . Конституция так и не смогла разрешить противоречие между декларируемыми принципами общенародного государства и фактической монополией на власть одной партии – КПСС. Такое положение способствовало появлению в СССР фактически и юридически неконституционных центров власти в лице Политбюро ЦК КПСС, обкомов, райкомов и т.д.
По мере роста благосостояния советского народа, повышения его среднего интеллектуально-образовательного и культурного уровня, расширения межгосударственных хозяйственных, научных, культурных, спортивных, туристических и иных связей, развития средств информации и коммуникации различной физической природы граждане СССР все чаще стали задумываться о принципах государственного устройства страны и повседневной практике ее социально-общественной жизни.
Народ стал публично задавать руководству СССР и правящей партии “колючие” вопросы, требующие конкретных и аргументированных ответов. Например:
“Власть” пыталась дать ответы на эти и многие другие острые вопросы. Но они были мало аргументированными и во многом лукавыми. Под напором широких народных масс властная элита СССР начала вносить отдельные изменению в Конституцию страны. Но совершенствование, а точнее хаотичное и бессистемное изменение основного закона страны проводилось по принципу “латания дыр” на тришкином кафтане. Менялось всё и вся. Структуры органов государственной власти. Принципы избирательной системы и порядок выборов. Была отменена 6 статья Конституции СССР и фактически вводилась многопартийность. Избран Президент СССР. В конечном итоге эта вакханалия с бессистемной корректировкой Конституции СССР закончилась расколом властной элиты и общества, авантюрной попыткой остановить развал страны с помощью Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению и в конечном итоге распадом СССР.
Конституции СССР 1936 года и 1977 года вводились в режиме октроирования, то есть были “подарены” партийно-государственной элитой страны советскому народу. Хотя перед принятием этих конституций в стране было организовано и прошло достаточно долгое и широкое обсуждение их содержания, однако высказываемые гражданами замечания зачастую игнорировались властями, а само принятие этих конституций было осуществлено по традиционной схеме – на сессиях Верховного Совета СССР (так тогда назывался парламент страны).
Дух и идея этих конституций были ориентированны на стабилизацию социально-общественной жизни общества, под которой понималось прежде всего сохранение властных полномочий правящей группировки на максимально возможный срок, и создание условий для предотвращения социального реванша или изменения социально-политического строя. Концепция этих конституций не предусматривали возможности резкой динамики развития и возможного быстрого качественного и количественного изменения социально-политической, экономической жизни страны и не учитывала возможного резкого изменения настроения ее граждан. И, естественно, не была предусмотрена процедура оценки (с помощью референдума) адекватности содержания конституции и реальной социально-политической обстановки в стране.
По официальной легенде ныне действующая конституция России была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. Её принятию предшествовал целый ряд скандально-позорных и трагических событий, апофеозом которых можно считать массированный расстрел парламента страны из танковых артиллерийских орудий 4 октября 1993 года. В качестве эталона для подражания тогдашняя “российская власть”, видимо, выбрала аналогичную акцию своего кумира кровавого чилийского диктатора Аугусто Пиночета в сентябре 1973 года. В то время “власти” уверяли, что конституция принимается в интересах абсолютного большинства ее граждан, развития демократии и построения гражданского общества . А против ее принятия выступает только кучка обанкротившихся партийных функционеров КПСС, поддерживающие их фанатики коммунистических идей, ретрограды и ярые националисты. То есть конституция принималась не в интересах каких-то конкретных классов, групп и сословий, а в интересах всего народа России. В то время большинство рядовых обывателей понимало провозглашенный в конституции политический курс, как практически неограниченное расширение личных прав и свобод, при одновременном сохранении социальных гарантий социализма и возможности достаточно регулярно получать различные льготы и преференции из общественных фондов потребления. И при этом еще немного “шить по ночам”, то есть иметь возможность использовать механизмы рыночной экономики для увеличения доходов своей семьи.
Однако уже результаты голосования на референдуме 12 декабря 1993 года наглядно показали, что текст конституции не соответствует надеждам и чаяниям большинства граждан России. Напомним, что за принятие новой конституции страны проголосовала только одна треть избирателей, имеющих право голоса.
Развитие социально-политической жизни России в последние 15 лет способствовало быстрой дифференциации и расколу интересов классового общества. За это время коренным образом изменился социальный состав населения страны. В стране появились новые классы, сословия и группировки. Появилась крупная буржуазия, которую назвали мудреным словом олигархи, мелкая буржуазия и рантье названные средним классом. Из небытия возникли помещики и крепостные, рабы и рабовладельцы и т.д. Под видом охранных структур легализованы частные воинские формирования, которые иногда насчитывают несколько тысяч активных штыков, готовых по первому приказу умереть в борьбе за собственность своего хозяина. По стране разъезжают многочисленные банды вооруженных людей (которых теперь называют красивым словом “рейдеры”) занимающихся при попустительстве, а нередко при прямом пособничестве властей экономическим грабежом и разбоем. Россия переполнена опасными для здоровья лекарствами, пищевыми продуктами и другими фальсифицированными и контрафактными товарами. При этом официальная власть не хочет или не может навести порядок в этом вопросе.
На улицах и в окрестностях крупных городов можно наблюдать “полчища” бродяг и нищих стыдливо именуемых маргиналами. Катастрофического уровня достигли: проституция, наркомания, алкоголизм, детская беспризорность. Снова, как и в царское время появился значительный слой неграмотных молодых людей. Россия превратилась в страну тотальной коррупции, с фактически парализованной судебной и правоохранительной системой. За последние 15 лет население страны каждый год уменьшалось почти на один миллион человек. То есть естественная убыль населения за этот период стала сопоставима с потерями в годы Великой Отечественной Войны. (В 1985 - 1990 годах население России наоборот в среднем увеличивалось на один процент в год.) На просторах Российской Федерации рассредоточились десятки миллионов легальных и нелегальных эмигрантов. В некоторых регионах коренные россияне (проживавшие там до 1992 года) составляют уже меньшинство населения и эти регионы рискуют повторить судьбу края Косово и косовских сербов. В этих условиях большинство граждан страны не могут идентифицировать себя в системе координат государство-общество-личность. Они не могут понять кто они, к какому социальному слою они теперь принадлежат, каков их общественный (социально-экономический) статус в российском обществе, каковы перспективы их дальнейшей жизни и т.д. и т.п. .
Если рассматривать соответствие Конституции РФ практике текущей деятельности органов государственного управления то, прежде всего следует отметить изменение административно-территориального деления страны то есть предполагаемое появление новых и исчезновение старых субъектов Российской Федерации. Возникновение федеральных округов о которых ни слова не говорится в тексте основного закона и появление которых привело к катастрофическому разрастанию количества разного рода чиновников. Как черт из табакерки появилась Общественная Палата с совершенно неясными конституционными полномочиями и которую, несмотря на то, что ее никто не избирал, предполагается плавно преобразовать в Конституционное Собрание для принятия новой конституции. Де-факто сложился новые неконституционные центры власти: Администрация и полномочные представители Президента РФ. Численность и полномочия которых не регламентируются ни одной статьей конституции или иным законом.
За годы ультралиберальных реформ в стране созрел острый конфликт интересов российских граждан, который мирно может быть разрешен только путем срочного принятия новой конституции.
По вопросу принятия новой конституции российская политическая элита и специалисты по конституционному праву разделились на две части. Первые поддерживают идею скорейшего принятия новой конституции, учитывающей новые реалии российской жизни. Вторые выступают категорически против, утверждая, что действующая конституция не исчерпала своего потенциала . Однако внимательный анализ Конституции на предмет ее соответствия реалиям российской жизни показывает, что изложенные в ней принципы нарушаются массово, повсеместно и ежеминутно. Фактически от Конституции РФ остались “рожки да ножки”. Для примера рассмотрим законодательную эволюцию российской избирательной системы - важнейшего социально-правового института любого государства.
Конституция (статья 94) провозглашает, что двух палатное Федеральное собрание РФ является представительным и законодательным органом страны. За прошедшие годы порядок формирования Совета Федерации несколько раз коренным образом менялся при неизменной конституции. Первые члены Совета Федерации избирались с помощью прямых выборов в регионах, прошедших 12 декабря 1993 года. Затем в Совет Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 95 Конституции стали входить по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органа субъекта Федерации. Как правило, губернатор (или президент) и председатель законодательного собрания региона России субъекта РФ.
Затем последовало удаление руководителей исполнительной и законодательной власти субъектов РФ из состава Совета Федерации. Удаление произошло под лозунгами: “первые лица регионов должны больше уделять внимания работе на местах, вместо того, чтобы бездумно тратить рабочее время, участвуя в заседаниях Совета Федерации”и необходимости соблюдения принципа разделения властей. В результате этой инновации Совет Федерации превратился в синекуру Администрации Президента РФ .
Следующим этапом стала отмена прямых выборов руководителей регионов (губернаторов и президентов). Практически вслед за этим был осуществлен переход на пропорциональную избирательную систему, то есть выборы только по партийным спискам и отказ от одномандатных округов. По сути, началась насильственная коллективизация граждан, которая в современных условиях носит название “ускоренное партстроительство” в России. Затем последовал указ Президента РФ, запрещающий проведение митингов и демонстраций у зданий некоторых органов власти. (Власть “просит” ее не беспокоить). В настоящее время в Госдуме РФ подготовлен закон, вообще запрещающий проведение митингов и демонстраций в течение года перед федеральными выборами. Если каждый год проводить внеочередные выборы, то граждане России о митингах и демонстрациях могут забыть вообще. Все эти мероприятия лежат в русле последовательного движения от демократии и народовластия к новой российской диктатуре, с помощью полной ликвидации механизма выборов как социального института России.
Однако при этом российская власть “на голубом глазу” утверждает, что все это полностью соответствует Конституции РФ. C этим можно согласиться только если забыть или не знать о существовании статьи 3 Конституции РФ которая гласит: “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”. Поэтому абсолютно неправы были те политики и ученые, которые утверждали в 1993 году, что Конституция России является бумажной и “мертворожденной”. Жизнь показала, что она является бесформенной и безразмерной. Её текст, представляет собой удачное практическое воплощение универсально-уникального принципа: “разрешено всё, что не запрещено”. А то, что запрещено нарушать нельзя, но если очень хочется, то можно.
Так каким же должен быть срок действия современной конституции России? Ответ на этот вопрос фактически оставлен на усмотрение элиты российского общества. Элиты политической в лице федеральных и региональных парламентов, органов исполнительной власти и т.д. И элиты интеллектуальной, прежде всего, в лице представителей юридической и других наук. Но такой подход отстраняет от оценки “качества” работы Конституции России ее народ, являющийся в соответствии с той же Конституцией основным и единственным источником власти в стране. В этой же главе, в статье 134 Конституции РФ размещен еще один “элитный” принцип российского конституционного права. В этой статье определяет круг лиц и организаций, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Это право предоставлено Президенту России, Совету Федерации и Государственной Думе, правительству, законодательным или представительным органам субъектов Российской Федерации, а также группе не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Из этого перечня тихо и незаметно опять исчез народ (или его часть).
Для устранения такого ненормального положения представляется крайне полезным установить в соответствии с новым федеральным законом “О Конституционном Собрании” не только порядок пересмотра Конституции, но и ее срок действия. А также предусмотреть порядок принятия новой Конституции путем референдума. Срок действия Конституции должен быть установлен в 12-16 лет. Это позволит каждому среднестатистическому гражданину в течение своей жизни принять участие в 3-4 референдумах по утверждению проекта Конституции. И он последовательно пройдет, по крайней мере, три возрастные стадии: молодой избиратель, избиратель среднего возраста, избиратель зрелого или пенсионного возраста. Можно ожидать, что последовательно и условно примерив на себя эти три возрастные “одежды”, избиратель будет более ответственно и осмысленно голосовать на референдуме за ту или иную Конституцию. По историческим меркам, срок 12-16 лет является ничтожным. Но надо учитывать, что сейчас средняя продолжительность жизни в России составляет для мужчин 58, а для женщин 65 лет, и голосуя за проект конституции подавляющее большинство граждан России, праве надеяться на получение различных выгод и преференции от ее действия еще во время своей земной жизни.
Для более прямого и жесткого воздействия граждан на процесс подготовки проекта новой Конституции целесообразно проводить текущие консультационные референдумы по одобрению действующей Конституции с постатейным голосованием (одобрением) каждой статьи. Такие консультационные, промежуточные референдумы удобно совмещать с федеральными выборами в Госдуму РФ или с выборами Президента РФ. Это позволит “элите“ общества лучше учитывать мнение различных слоев населения и отдельных регионов при работе над концепцией и текстом нового основного закона России. Чтобы подчеркнуть значимость процесса утверждения новой Конституции на референдуме по ее одобрению, эту процедуру можно назвать как конституционный плебисцит. Все текущие консультационные референдумы могут носить название консультационный опрос. Причем последний не должен иметь немедленных правовых последствий.
Аналогичный механизм можно использовать применительно ко всему российскому законодательству. Потому, что за последние годы качество нового российского законодательства не просто ухудшилось, оно стало безобразно плохим. Не в последнюю очередь это объясняется тем обстоятельством, что за годы строительства капитализма сформировался активный слой официальных и неофициальных лоббистов, отстаивающих исключительно интересы узкого круга заинтересованных лиц (национальных, региональных, профессиональных кланов и отечественных и зарубежных олигархов). В настоящее время практически каждая отечественная олигархическая структура имеет свой штат лоббистов в Госдуме и Совете Федерации России. Зачастую новые законы принимались не в интересах большинства населения, а в угоду этому узкому кругу олигархов и других “заинтересованных” лиц. Чтобы затруднить эту позорную практику и минимизировать потери от таких псевдогосударственных законов, следует установить срок действия для всех вновь принимаемых законов. Если за год до окончания срока действия закона не подан “протест” в специально созданный орган, то действие закона продлевается еще на один срок. В противном случае либо принимается новый закон, либо через год действие закона прекращается. Одновременно, должно быть предусмотрено строгое уголовное наказание за сокрытие поданного “протеста” на некачественный закон.
Для того чтобы исключить возможное широкомасштабное мошенничество при подведении итогов референдума по этим вопросам необходимо предоставить каждому избирателю право ретроспективного контроля за правильностью учета его голоса при установлении общих итогов голосования. Технологии тайного голосования, реализующие механизм ретроспективного контроля, разработаны в России и использовались на выборах в Казахстане. Чтобы существенно снизить затраты на проведение таких референдумов и облегчить подведение их итогов, можно использовать новое поколение машин прямого электронного голосования с бумажным следом. Такое голосование предоставляет каждому избирателю право и техническую возможность при желании самостоятельно и абсолютно конфиденциально проверить правильно ли был учтен его голос при установлении общих итогов выборов.
Правовая система России должна давать четкий и быстрый ответ на вопрос: в какие хронологические сроки и самое главное как должно осуществляться принятие новой конституции страны или изменение ее отдельных статей. В XXI веке недопустимо при решении этого важного вопроса опираться на средневековый принцип: “бояре приговорили, царь решил”.
Предложенная России, декларируемая и порождаемая действующей конституцией социальная модель функционирования российского общества не просто хромает на обе ноги, она продуваемая политическими ветрами, с трудом стоит, шатаясь на разрушающихся, глиняных ногах и вот-вот рухнет в бездонную пропасть - имя которой, гражданская война в ядерной стране. Избежать такого развития событий можно только скорейшим принятием новой Конституции России, в которой должны быть максимально отражены и согласованы интересы и чаяния всех слоев общества. Причем текст новой конституции не должен содержать недомолвок, неоднозначностей и двусмысленностей, чем особенно грешит ныне действующий основной закон. Это позволяет многочисленной чиновничьей братии трактовать и комментировать статьи конституции, вместо того, чтобы строго соблюдать и выполнять все ее принципы и положения.
Сторонникам сохранения российской конституции, то есть консервации нынешнего позорного положения страны следует напомнить о существовании в политике такого простого приема как подмена понятий. Этот нехитрый “приёмчик” многократно использовался в истории, когда нужно было плохое представить хорошим, несчастных и бедных объявить счастливыми и богатыми, агрессора считать жертвой агрессии и т.д. Если с учетом этого проанализировать обстановку в стране и заменить самый часто используемый термин “терроризм” и различные прилагательные образованные на его основе на термин “гражданская война”, то явственно проступает следующая реальная картина политической обстановки в России.
В Российской Федерации давно и фактически постоянно идет вялотекущая гражданская война, которая захватывает всё новые и новые регионы. В результате чего наблюдается стремительная эрозия вертикали тотально коррумпированной власти и всеобщий правовой нигилизм населения, и все реальней становится перспектива распада государства и возникновения большой полномасштабной гражданской войны. Остановить этот процесс может только воля и согласие подавляющего большинства населения России, в первую очередь, выраженные в тексте новой прогрессивно-демократической КОНСТИТУЦИИ. Наша страна возродиться и станет великой и процветающей только тогда, когда каждый ее гражданин будет иметь право, возможность и самое главное желание с гордостью произнести:”Государство это Я!”.