http://www.sovross.ru/2003/101/101_1_4.htm
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 101 (12444), четверг, 11 сентября 2003 г. |
АНАТОМИЯ “ЛУКАВЫХ” ЦИФР
С чем кушать статистику?
В последнее время активно обсуждаются проблемы, связанные с реформой политической системы нашего общества и разработкой оптимальной структуры государственного аппарата. Эти проблемы являются весьма многогранными, сложными и противоречивыми. При обсуждении комплекса этих проблем нельзя пройти мимо, может быть, не самой главной, но принципиально важной
проблемы — организации государственной статистики в Российской Федерации.Действительно, с известной периодичностью после окончания месяца, квартала, полугодия, года и т.д. в центральной и местной печати, в электронных средствах массовой информации публикуются статистические данные об экономических, социальных, культурных и иных достижениях страны, региона, отрасли, корпорации и т.п. Эти цифры иногда радуют, иногда огорчают, и вроде бы нет оснований им не доверять, но в душу закрадываются сомнения, вызванные следующим.
Эти статистические данные собирают, обрабатывают и публикуют Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ) и его территориальные органы на местах. Всего в системе Госкомстата РФ трудятся в общей сложности около 30 тысяч сотрудников. Госкомстат — орган правительственный, непосредственно подчиняющийся правительству России. Государственный комитет Российской Федерации по статистике возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности правительством Российской Федерации. И этот же орган (Госкомстат) периодически информирует страну и народ об успехах во внутренней и внешней политике этого же правительства. Такая ситуация является совершенно ненормальной, так как получается, что деятельность правительства РФ в настоящее время фактически никто не контролирует. Ведомственная подчиненность Госкомстата РФ правительству противоречит принципам разделения власти в гражданском обществе. Тем более что представляемая федеральным, региональным и муниципальным законодательным органам власти статистическая информация собирается, обрабатывается и интерпретируется в соответствии с методиками, ежегодно утверждаемыми правительством РФ. (Смотри пункт 5 и пункт 9.3 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике. Утверждено постановлением Правительства РФ № 85 от 2 февраля 2001 года.) И это позволяет допустить гипотетическую возможность того, что, во-первых, вся эта информация может доводиться до сведения общественности страны и депутатов законодательных органов власти в препарированном, сглаженном виде, а во-вторых, под нажимом правительства РФ Госкомстат, манипулируя статистическими данными, может осуществлять обман общества, информируя его о мнимых достижениях правительства. И как показывает исторический опыт, такие действия широко практиковались во многих странах мира во все времена. И нет никаких гарантий, что таких
“статистических фокусов” в России нет сейчас и не может быть в будущем. Особенно высокие показатели социально-экономического развития стран почему-то наблюдаются накануне очередных выборов.С последствиями применения таких, с позволения сказать, “методик статистического анализа”, ежегодно утверждаемых на заседании правительства, периодически сталкивается каждый гражданин России. Сталкивается, когда, узнав из средств массовой информации, что уровень инфляции в стране за прошедший месяц, квартал, полугодие, год составил соответственно 0,6%, 2%, 6%, 10%, потребитель с удивлением обнаруживает, что цены на товары массового спроса и услуги за тот же период увеличились на 20, 30, 50, а то и более чем на 100%. Публикуя эти цифры, Госкомстат не лжет, он просто немного лукавит. Складывает цену на хлеб с ценой на металл, а цены на мясные и молочные продукты — с ценой на строительный песок и щебень и т.д. Поэтому невольно вспоминается шутливый афоризм Бенджамина Дизраэли о видах лжи: “Есть три разновидности лжи: ложь, гнусная ложь и статистика”.
Для того чтобы исключить всякого рода “статистические чудеса и фокусы”, необходимо подчинить Госкомстат РФ непосредственно федеральным законодательным органам РФ и избирать его руководителя и его заместителей на заседании Государственной думы и Совета Федерации. Это позволит хотя бы в какой-то мере поставить заслон на пути появления “лукавых цифр”.
Вообще по своим функциям Госкомстат РФ в значительной мере дублирует функции Счетной палаты РФ. Поэтому целесообразно более внимательно рассмотреть вопрос о слиянии аппаратов Госкомстата и Счетной палаты с целью сосредоточения мониторинговых и контрольно-ревизионных функций в руках одного ведомства, устранения ненужного дублирования и сокращения управленческого аппарата. В этом случае такой объединенный орган (государственный, а не правительственный) сможет более эффективно бороться с приписками, с искажениями статистической отчетности и нецелевым использованием бюджетных и внебюджетных средств.
Кроме того, экспертно-аналитические задачи учета и контроля расходования бюджетных средств и сбора статистических данных имеют между собой много общего. Их решение должно опираться на методы системного экономического анализа с широким применением средств вычислительной техники. Этих средств нет у Счетной палаты РФ, но они имеются в организациях Госкомстата РФ в виде развитой системы вычислительных центров, укомплектованной довольно мощными вычислительными средствами и квалифицированными кадрами. Это обстоятельство является еще одним доводом за объединение аппарата Госкомстата и Счетной палаты.
И последнее. Давно пора внести изменение в законодательство Российской Федерации и ужесточить ответственность за преднамеренный обман органов государственной статистики и несвоевременное представление статистической отчетности. Сейчас мы имеем парадоксальную ситуацию. Если человек украл у государства тысячу рублей, то это наказывается, и наказывается достаточно сурово, а нанесение в результате искажения статотчетности государству ущерба на миллиарды рублей стало считаться чем-то вроде невинной детской забавы. А ведь ложь в статистической отчетности, кроме морально-политического вреда, порождает неразбериху в экономических планах и является одной из причин дезорганизации экономики страны.
Существование такой “придворной, ведомственной” статистики нарушает права граждан России на получение правдивой и достоверной информации о реальном положении дел в стране, регионе, городе. В условиях отсутствия независимого органа Госстатистики руководство страны, регионов, муниципальных образований, депутаты законодательных органов и т.д. не могут принимать оптимальные управленческие решения.
Необходимо разработать и в сжатые сроки принять закон “О государственной статистике в Российской Федерации”. В законе должны быть отражены следующие вопросы:
Какие показатели являются необходимыми и достаточными для достоверного суждения о социально-экономическом уровне развития страны?
Какие органы и с какой периодичностью уполномочены собирать эту статистическую информацию?
Каковы методики обработки этой статистической информации?
Сроки, место и способы хранения и порядок доступа к этой информации и т.д. Собираемая информация должна быть максимально понятна, прозрачна и доступна для всех граждан РФ. Естественно, кроме вопросов, связанных с обороной и безопасностью страны.
А пока, уважаемые сограждане! Помните, когда вы слышите из уст наших руководителей цифры об экономическом росте России, не спешите радоваться, возможно, это “лукавые” цифры.
Б.А. МАКАРОВ,
ФГУП “Московский
радиотехнический институт
Российской академии наук”.