http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=3108520
Год выборов, и не толькоБезусловно, главной
политической темой начавшегося 2003 года будет
подготовка к выборам в Государственную думу,
которые пройдут в декабре. До чего еще очень и
очень далеко. Так что еще до выборов может
произойти множество событий, способных украсить
либо, увы, обезобразить нашу
общественно-политическую жизнь. Можно
предположить, что сейчас ее активные участники,
опираясь на свой богатый опыт, а также на
народные традиции, надеются на лучшее, а
готовятся к худшему. Чтобы не быть голословными,
корреспонденты газеты "Время новостей"
решили обратиться к ним самим, попросив
рассказать о своих планах и ожиданиях в
наступившем году некоторых политических и
общественных деятелей России."Хочется
надеяться на оживление на российском фондовом
рынке"
Личные планы на наступивший год у меня пока самые
простые. В следующем месяце мне исполняется 50
лет, и я собираюсь это событие отметить в
соответствии с российской традицией, т.е. собрать
много друзей. Кроме того, сейчас для нас
предстоит достаточно ответственный момент - это
акционирование РФК, которое должно начаться в
ближайшее время, т.е. превращение ее из
государственного предприятия в акционерное
общество со стопроцентным государственным
капиталом. Кроме того, поскольку в минувшем году
мы получили все лицензии на деятельность в
качестве профессионального участника рынка
ценных бумаг - и дилерскую, и брокерскую, и
депозитарную, - мы сейчас планируем эту
деятельность активно развернуть. Мы этим
занимаемся со времен создания РФК, но сейчас
особенно. В этом смысле мои ожидания и надежды и
как президента РФК, и как просто экономиста
связаны с тем, что в 2003 году произойдет серьезная
активизация российского фондового рынка, и он
выйдет из того пока скромного - и по числу
котируемых акций, и по объему операций -
состояния, в котором он находится сейчас.
Потенциал чрезвычайно велик, и значительная
часть наших акций, по мнению практически всех
российских и международных экспертов, пока
недооценена. Кроме того, устойчиво повышается
кредитный рейтинг России, и если мы дойдем в 2003
году - и предпосылки к этому есть - до
инвестиционного рейтинга, а не спекулятивного,
который есть у нас сейчас, то это, как показывает
мировая практика, будет уже означать приток
серьезных инвесторов. Хочется надеяться, что так
и произойдет - будет оживление на российском
фондовом рынке, произойдет приток прямых
инвестиций, который, конечно, рос в последние
годы, но был достаточно скромен и не
соответствовал масштабам России, и, наконец, мы
продвинемся в рамках кредитного рейтинга.
Надеюсь, что 2003 год в этом смысле станет годом
прорыва.Андрей НЕЧАЕВ, президент Российской
финансовой корпорации"Очень хочется увидеть
новые лица в российской политике"
В этом году в "ИНДЕМе" планируется большой
проект по проблемам федерализма в России, это, на
наш взгляд, сейчас очень актуальная тема.
Надеемся, что к концу года будут какие-то
результаты. Также это проекты по исследованиям
коррупции. Мы сейчас планируем подготовить
книжку по проблемам региональной коррупции, и я
готовлю свою личную книгу, которая будет
называться "Социология коррупции".
Надеемся, все они скоро выйдут. Мои личные
ожидания в российской политике на наступивший
год связаны с двумя глобальными событиями.
Во-первых, меня интересует, как будет развиваться
ситуация в Ираке - это и международные ее
последствия, и как это отразится на российской
экономике. И второе - это, конечно, подготовка к
парламентским выборам и сами выборы. Я не
исключаю, что они могут быть чреваты различными
сюрпризами, и это будет довольно любопытно. И еще
очень бы хотелось увидеть в новом году новые лица
в российской политике.Георгий САТАРОВ, президент
фонда "ИНДЕМ""Надвигается переустройство
мира на новых основаниях"
Часто мне приходится сражаться с тем, в чем в
предыдущую эпоху я сам принимал
непосредственное участие и содействовал
развитию, так было уже несколько раз. Сейчас, на
мой взгляд, общество нуждается в ликвидации
рынка противозаконных манипуляций, которые
только в России именуются словом "пиар". Public
relations - это нормальная и солидная деятельность, но
к тому, что у нас называют пиаром, не имеет
отношения. У нас фактически русский пиар привел к
созданию сперва партизанских подделок, а потом
вырос в развращенную разбойную среду, смесь
PR-технологов, продажных журналистов и не менее
продажных и на все готовых политиков. Вместе они
действуют как единая группа по перехвату денег у
рынка СМИ. У нас после ликвидации олигархических
СМИ действительно очень быстро устанавливается
рынок СМИ и рынок рекламы развивается. Общество,
на мой взгляд, должно предотвратить новое
срастание и попытки нового увода рекламных денег
от СМИ в этот русский пиар. В период выборов это
абсолютно нетерпимо, и они действительно
дискредитируют выборы в глазах избирателей и
способствуют падению явки избирателей на выборы.
Это часть проблемы гражданского общества,
которое должно перестать придурковато
передразнивать бюрократию, а должно уметь
показывать зубы. Это значит, необходимо
вмешиваться гражданским союзам в
монополизированный элитами политический
процесс и требовать открытой, честной, но сильной
политики общественных национальных интересов
России.
Есть проект - издательство "Политиздат",
которое мы восстановили в конце прошлого года и
которое выпустило первую книгу по разговору
Путина в декабре. В новом году оно должно
развернуть большую издательскую программу с
рядом серий, мы делаем это совместно с
издательством "ОЛМА-пресс". У нас в этом году
есть проблема "контрреволюции революции"
Ельцина. При том, что Ельцин великий исторический
деятель и им видимо останется, но определенная
структурированная реакция неизбежна. Она, в
частности, реабилитирует некоторые элементы
опыта Советского Союза. Кстати, думаю, что в
ближайшем будущем произойдет и некоторая
переоценка деятельности некоторых фигур
ельцинской эпохи. И еще один момент, который
также будет в поле моего внимания,
непосредственно связан с такой ограниченной
контрреволюцией, это проблема правящей партии. В
рамках нынешних думских выборов должна
возникнуть партия народного большинства. И
общество само - не бюрократия - не сможет этого
сделать. Это не может быть "партия власти",
как это сегодня называется. Общество должно
помочь привести ее к победе и поставить под
демократический контроль. Реально их не может
быть две. Наша партийная система будет идти с
серьезным преобладанием одной партии над
другими. А потом и у других подрастут зубки, как
это было в Японии, в Турции, в Мексике, и они ее
сменят. Это будет не через один избирательный
цикл, а немного попозже. Разработкой этой
концепции занимается ФЭП, и не скрою, что мы будем
предлагать эту концепцию "Единой России". Я
просто не вижу второго серьезного претендента,
кроме, конечно, коммунистов, но это не тот
претендент, которого я бы хотел поддержать.
Что касается направлений, которые в ближайшем
будущем будут представлять для меня наибольший
интерес, то я бы хотел обозначить, что в новом
году слово "война"
должно быть осознано Россией в своем полном
смысле. Мир уже вступает не просто в предвоенную
ситуацию, а в серию войн нового поколения. Эти
войны не ограничены в прежнем смысле этого слова,
как, например, афганская война. Войны на Ближнем
Востоке будут в более широком формате. Надо
понимать, что надвигается не столько передел
мира, сколько отсроченное после конца СССР
переустройство мира на новых основаниях. И для
России абсолютно нельзя прозевать эту эпоху. В
ближайшие десять лет сложится и затвердеет новый
мировой порядок, в котором будут существовать не
только наши дети, но и наши внуки. Это ключевой
момент.Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда
эффективной политикиКоличество военных"
ведомств должно быть не больше пяти
В наступившем году мы в комитете, думаю, завершим
системный анализ законодательной базы и
правоприменительной практики в сфере обороны и
безопасности России. Получим обоснованные
выводы о состоянии, узких местах и прорехах,
определим приоритеты. К работе привлечены
ученые, члены экспертного Совета Федерации.
Среди новых ключевых законопроектов - "О
национальной безопасности России". Мне
представляется, он должен быть конституционным.
Современная практика показывает, что вопросы
национальной безопасности (общества,
государства, каждого гражданина) вышли на первый
план. Развивается новая система угроз, связанных
с терроризмом, этносепаратизмом, религиозным
радикализмом. Необходимо осмыслить угрозы,
механизм их выявления, упреждения и парирования.
В этом ключевом, системообразующем законе должны
быть сформулированы национальные интересы
России. Надеюсь, в течение года доведем
законопроект до логического завершения.
Военная доктрина и Концепция национальной
безопасности России, надеюсь, будут дополнены
законом "О военной организации Российской
Федерации". Военная организация должна быть
обозначена в законе как система, в которой ядром
являются вооруженные силы. Другие же войска и
формирования, как ее элементы, должны быть
объединены единой системой управления,
обеспечения, повседневного функционирования.
Координирующая роль будет отведена Генштабу. К
военной организации следует отнести
экономический потенциал и науку, а также
идеологию патриотизма, которые работают на
оборону. Думаю, добьемся снижения количества
ведомств, где предусмотрена военная служба. Их
должно быть не больше пяти.
И, наконец, третий магистральный закон - "О
военной реформе", в котором будет заложено не
только сокращение вооруженных сил, но и
улучшение их качества, социальные вопросы
военнослужащих. Будем работать и над законом "Об оборонно-промышленном
комплексе", где определим все то, что относится
к ОПК.
Личные планы - закончить книгу "Безопасность в
эпоху партнерства", над которой я работаю вот
уже 15 лет, используя сведения, полученные за
время моей работы в Совете безопасности России и
Генеральном штабе. Группа ученых, которую я имею
честь возглавлять, надеется закончить
уникальный справочник "Регионы России и
мира". Он продолжит целую серию уже вышедших
подобных справочников. У меня огромный личный
архив, который может стать
основой для написания воспоминаний.Валерий
МАНИЛОВ, первый заместитель председателя
комитета Совета Федерации по обороне и
безопасности генерал-полковник "Предвижу
существенное ухудшение межнациональной
ситуации"
Сам я буду, конечно, общаться со своими друзьями,
постараюсь в новом году не обижать жену, буду
заставлять помощников работать, детей - учиться,
родственникам буду помогать, Россию - беречь,
Саратов - любить. Что касается моей работы, то она
будет идти по нескольким направлениям. Во-первых,
как представитель Саратовской области в Совете
Федерации, по итогам двухлетней работы мы сейчас
делаем для себя определенные выводы и определяем
направления более эффективной поддержки
области, по федеральным целевым программам, по
законодательству. Кстати,
оказалось, что основные инициативы, которые
сейчас идут от Совета Федерации, идут от
Саратовской области. Вторая сторона - это
достаточно нудная работа по приему граждан, по
оказанию поддержки: одного надо из тюрьмы
вытаскивать, другого надо в больницу положить,
это большая ежедневная работа. Третье
направление деятельности будет связано с
Ассамблеей народов России. Я предвижу в этом году
существенное ухудшение межнациональной
ситуации в стране, вырастают опасные тенденции: с
одной стороны - унитаризм, с другой - возрождается
сепаратизм. Надо принимать какие-то меры по
объединению междунациональных отношений. К
сожалению, общество и власть плохо реагируют на
примеры расизма и национализма, которые есть в
стране. На фоне обстановки в Чечне, на фоне
трагедии с "Норд-Остом" мы, к сожалению,
часто делаем выводы неправильные и непозитивные.
Выступления бандитов и террористов
оборачиваются не усилением борьбы против них, а
перенесением этой борьбы на людей определенных
национальностей. Этот заложенный в российском
сознании "синдром коллективного
стереотипа" срабатывает против России и ее
граждан. Конечно, в этом году меня будет очень
интересовать и кавказское направление, потому
что надо его очистить от многих наростов, которые
там образовались за многие годы, с
использованием Чечни, ссылаясь на нее и списывая
на нее. Мне бы очень хотелось, чтобы в этом году,
когда мы будем опять говорить о реформах, мы бы
взялись за них по-другому. Сейчас мы взялись за
все, и поэтому получается, что ни на одном
направлении мы не можем
похвалиться. Мне бы хотелось определить,
насколько я могу - я человек маленький - повлиять
на то, чтобы мы взялись за два-три направления, но
мы бы их вытащили, чтобы образовался
своеобразный локомотив. Вытащить все сразу очень
тяжело: и денег нет, и
ресурсов нет, мы путаемся в этом во всем. Нам
мешает отсутствие стратегического видения.
Правительство ежегодно разрабатывает планы на
ближайшие десять лет, при этом не может
предвидеть что, где и когда замерзнет. Все тонут в
суете, хотя президент ориентирует работать
стратегически эффективно и так далее. К
сожалению, мои возможности не совпадают с теми
планами, которые я мог бы себе наметить.Рамазан
АБДУЛАТИПОВ, член Совета Федерации, председатель
совета Ассамблеи народов России