http://www.democracy.ru/print.php?id=216
Демократия.Ру - http://www.democracy.ru/article.php?id=216
21.01.2003, вторник. Московское время 17:25
Всем известно, что Соединенные Штаты Америки как
страна сложились относительно поздно под
влиянием традиций Великобритании, привнесенных
переселенцами на новый материк. Этот факт с
неизбежностью отразился в ходе формирования
государственной системы.
В США есть выборы федеральных должностных лиц, но нет общефедеральных выборов. Это парадоксальное утверждение подтверждается тем, что все выборы, включая пост Президента, относятся к уровню штатов. В связи с этим с тем, что организация выборов лежит на региональных, под которыми в дальнейшем будут подниматься штатные, и местных властях, проблемы совмещения федеральных, региональных и местных выборов в США не возникает, поскольку при том количестве выборных должностных лиц от депутатов легислатур штатов до секретарей, судей, пожарников иной выход и не мог бы быть найден. Национальный избирательный цикл длится шесть лет: за этот период трижды переизбирается Палата представителей, Сенат полностью обновляется в три этапа и Президент выбирается раз в четыре года.
Основными законодательными актами на уровне федерации являются Закон об избирательных правах 1965, который призван устранить недоверие со стороны традиционно считающихся дискриминированными группами избирателей, представляющими собой национальные меньшинства и афро-американскую часть населения, Закон о доступности голосования пожилым людям и инвалидам и Закон о национальной регистрации избирателей.
В начале хотелось бы оговорить, что данная статья затрагивает лишь реформу администрирования (организации и проведения) выборов на федеральном уровне, не затрагивая такую актуальную проблематику, как реформа финансирования избирательной кампании, включающую столь болезненный вопрос как так называемые «мягкие деньги» и некоторые другие, заслуживающие отдельного рассмотрения.
Органы и должностные лица, занимающиеся организацией и проведением выборов. Организация и проведение выборов исторически входит в компетенцию штата и местных органов на основе конституционного принципа разделения властей. Практически без исключения эта функция вверена графствам и в некоторых случаях — муниципальным властям.
В США делается ставка на децентрализованный административный аппарат при проведении всех видов выборов, что объясняется глубоким убеждением, что такая система не допускает злоупотреблений со стороны федеральной администрации или иных органов власти в степени, способной исказить волеизъявление граждан.
Правомочие органов местного самоуправления и ответственность за проведение выборов сопровождается обязанностью нести бремя финансового обеспечения избирательного процесса, в том числе и затраты по регистрации избирателей. За редким исключением, на бюджет штата не возлагаются расходы по выборам на федеральные и региональные должности, в том числе депутатов законодательных собраний штатов, губернаторов, секретарей, судей. Как правило, органы местного самоуправления ответственны за подготовку, изготовление и доставку бюллетеней и иной избирательной документации, тогда как власти штата обязуются предоставить полную информацию об именах кандидатов на федеральные и региональные посты с примерным образцом бюллетеня.
В Конституции США указано, что «сроки, место и порядок проведения выборов устанавливаются законодательным собранием каждого штата, но Конгресс может в любое время установить или изменить эти правила» (статья I, раздел 4 Конституции США). Это положение приводит к тому, что на федеральном уровне существуют лишь пять ведомств:
1. Федеральная избирательная комиссия.
В 1975 году для реализации Закона о федеральной избирательной кампании (Federal Election Campaign Act (FECA)), регулирующего вопросы финансирования избирательной кампании на федеральном уровне, создана Федеральная избирательная комиссия1. В обязанности Комиссии как независимого политического ведомства входит
- раскрытие (опубликование) информации, связанной с финансированием избирательных кампаний,
- обеспечение соблюдения положений выше упомянутого Закона особенно — относительно запрета определенных видов пожертвований и превышения их максимальных размеров, а также
- надзор за государственным финансированием президентских выборов.
Комиссия состоит из шести членов, назначаемых Президентом «по совету и с согласия» Сената на шесть лет — срок, превышающий срок полномочий Президента. Для обеспечения преемственности Комиссии в работе обновление происходит не полностью, а на треть каждые два года. К тому же, только половина коллегиального состава — 3 человека — допускается к назначению из числа представителей одной политической партии, дабы независимое ведомство не было заподозрено в однопартийном подходе. Для принятия официального решения требуется минимум четыре голоса. Председатель меняется в порядке ротации каждый год с условием невозможности дважды занимать этот пост в течении срока мандата.
2. Отделение избирательных правонарушений в Департамента юстиции находится в подчинении Генерального прокурора и занимается, в основном, проведением расследований по совершенным преступлениям.
3. Комиссия по гражданским правам является одним из важнейших независимых политических ведомств и занимается рассмотрением значительных нарушений избирательных прав в административном порядке.
4. Федеральная программа содействия голосованию Министерства обороны предназначена для оказания содействия военнослужащим и гражданам США, проживающим за границей, в регистрации и заочном голосовании.
5. Бюро переписи населения подведомственно Министерству торговли и проводит в нулевой год пересчетом населения и вычислением числа мандатов от каждого штата в Палату представителей.
Избирательные органы на уровне штатов. На региональном уровне существуют два варианта администрирования выборов, где главным избирательным органом может быть:
1. Секретарь штата — выборное должностное лицо штата, срок полномочий которого составляет четыре года. Это наиболее распространенная схема. В его компетенцию обычно входит:
- информационная и техническая поддержка процесса организации и проведения выборов избирательным органам местного уровня в варьирующейся степени от штата к штату,
- обучение сотрудников избирательных органов местного уровня,
- надзорная функция,
- регистрация кандидатов и политических партий на федеральных и региональных (штатных) выборах.
2. Совет штата по выборам, существующий лишь в десятке штатов, состоит из представителей обеих основных политических партий, назначаемых с фиксированным, но перемежающимся сроком полномочий губернатором штата с согласия верхней палаты законодательного собрания штата. В число полномочий Совета входит:
- обеспечение требований законодательства о финансировании избирательных кампаний и отчетности в штате,
- определение форм, процедур и назначения ответственных лиц на выборах местного уровня,
- информационная и техническая поддержка процесса организации и проведения выборов избирательным органам местного уровня в варьирующейся степени от штата к штату,
- регистрация кандидатов и политических партий на федеральных и региональных (штатных) выборах.
Избирательные органы на местном уровне. Вследствие значительного разнообразия административные структуры на местном уровне могут представлять собой одно уполномоченное лицо, коллегиальный орган, носящий часто название совет, или их комбинация. В обязанности избирательных органов на местном уровне включаются:
- предоставление информационной поддержки выборов (место, время, характер и порядок проведения регистрации избирателей и голосования),
- разбивка избирательных участков,
- назначение сотрудников участковых избирательных комиссий на основе списков, представленных партиями2,
- обучение сотрудников избирательных участков,
- приобретение и установка оборудования для голосования,
- изготовление избирательных бюллетеней и подготовка машин для голосования и подсчета,
- обработка итогов голосования, поступивших с избирательных участков и некоторые иные.
Избирательные органы на уровне избирательных участков. Избирательный участок обслуживается сотрудниками, представляющими обе ведущие политические партии страны. Они отвечают за организацию процесса голосования на месте, в том числе:
- подготовка места для голосования,
- заверение, что избирательные урны пусты, а счетчики машин сброшены на нулевые показатели,
- выдача избирателю бюллетень, предварительно удостоверившись в наличии его имени в списках избирателей и его росписи напротив своей фамилии,
- пересчет поданных голосов и утверждение итогов голосования,
- направление таблиц с итогами голосования в местный избирательный орган.
В качестве рекомендованных направлений реформ, обеспечивающим беспристрастность в ходе избирательного процесса, является изменение порядка формирования избирательных комиссий. Штаты должны рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в законодательство для обеспечения независимости, политической нейтральности или представленности обеих ведущих партий в избирательной комиссии при сохранении свободы выбора организационной формы для избирательной комиссии.
Активное и пассивное избирательное право. Конституция США не определяет условия обладания активным избирательным правом, что оставляет регулирование этого вопроса штатам. В ходе эволюции американской Конституции, тем не менее, потребовалось внести изменения, устраняющие наиболее политически опасную практику, что привело к установлению ограничений: запрет дискриминации по признаку «расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении» (поправка XV), «пола» (поправка XIX), а также недопустимость отрицания или ограничения «в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога» (поправка XXIII) или «в зависимости от возраста» при достижении 18 лет (поправка XXVI). Столь казуистичный подход зачастую приводит к существенным различиям в правовом статусе одного и того же человека в различных штатах. Согласно законам многих штатов лицо, осужденное за совершение преступления, лишается избирательного права до снятия судимости, а не только на период исполнения наказания, как в России. Учреждениям исправительной системы и судам предлагается выдавать уведомление о восстановлении в избирательных правах.
Требования к кандидатам, особенно — на федеральные должности, более определенны:
Регистрация избирателей. Ответственность за регистрацию в качестве избирателя лежит на гражданине. Это положение коренным образом отличается от российского законодательства. Согласно докладу ФИК, представленному на рассмотрение Конгрессу США, регистрация избирателей в штатах, регулируемая Законом о национальной регистрации избирателей, — незначительно увеличилась в 2000 году и достигла 73,8% населения, имеющего право голоса. Более половины штатов свидетельствуют о наличии проблем в 1999-2000 годах с органами, уполномоченными предоставлять возможности для регистрации избирателей и пересылать заполненные регистрационные формы органам, ответственным за организацию и проведение выборов. Также доклад ФИК содержит следующие рекомендации по улучшению администрирования регистрации избирателей и процесса голосования. Статистика показывает, что больший процент (51,12% в течение 1997-98) людей сейчас регистрируются в офисах оформления автотранспортных средств и в государственных и муниципальных учреждениях.
Эта стадия избирательного процесса активно реформируется на уровне штатов. Так, в штате Калифорния изменены сроки регистрации на первичных выборах: они сокращены с месяца до даты выборов до двух недель, предшествующих дате первичных выборов. Избирателям, голосовавшим в ходе предыдущих выборов и не изменившим места жительства, как правило, сохраняют регистрацию и не должны предпринимать каких-либо специальных действий по её подтверждению. Анкеты для регистрации в качестве избирателя представляются во многих государственных учреждениях, некоторых супермаркетах и других магазинах или доступны на сайте секретаря штата или регистратора графства при численности населения более 125 тысяч.
Изменен порядок голосования в ходе первичных выборов. «Открытые» первичные выборы 2000 года, позволявшие голосовать за любого кандидата любой партии, в судебном порядке признаны нарушающими право политических партий на ограничение принятия участия в первичных выборах в целом членами этих партий. В настоящее время избиратель, зарегистрированный как член определенной партии, что является обязательным в большинстве штатов, получает бюллетень, содержащий только кандидатов от данной партии, как и было до 2000 года, так называемые «закрытые первичные выборы». Однако избиратели, зарегистрированные как независимые, могут обратиться с просьбой предоставить им избирательный бюллетень Демократической, Республиканской, Американской независимой или Экологической партии — эти партии допускают участие независимых избирателей в ходе их первичных выборов. С момента начала этой избирательной кампании любой избиратель имеет право зарегистрироваться как голосующий заочно. В некоторых округах для такой регистрации требовалось лишь сделать соответствующую отметку в посылаемом каждому избирателю образце избирательного бюллетеня. Для разового заочного голосования избиратель мог вернуть форму для заочного голосования на обратной стороне образца избирательного бюллетеня либо загрузить необходимую форму с вебсайта регистратора своего графства или другой административной единицы.
Отмечается настоятельная необходимость создания межштатного ведомства, состоящего из представителей штатов и местного самоуправления и финансируемого из федерального бюджета, с целью поддержания и обновления Стандартов систем голосования, включающих критерии действительности голоса, порядка пересчета и др. и в будущем — основополагающие принципы систем голосования. Следует отметить, что поскольку ни одна из пяти применяемых штатами систем голосования не является безупречной, имеет смысл ориентироваться на единые федеральные стандарты для каждой из них, не переходя к единообразию.
Регистрационная форма избирателя, являющаяся индивидуальной для каждого штата, к сожалению, не всегда содержит прямой вопрос о гражданстве США, что порой приводит к недоразумениям и к необоснованной регистрации. Потребность недопущения двойной регистрации должна решаться через усиление контактов ответственных ведомств и обмена информацией. Представляется целесообразным введение в каждом штате центрального реестра или картотеки учета избирателей.
Использование Интернета при регистрации и в ходе голосования должно быть отложено до создания эффективных систем компьютерной безопасности. Сейчас предусмотрено получение через Интернет полной информации по выборам, предоставляется возможность для распечатки необходимых для регистрации документов с необходимостью последующей доставки в органы, ответственные за организацию выборов. Все регистрации, осуществленные посредством Интернета, должны быть проверены и засвидетельствована их соответствие (подлинность).
В случае отсутствия возможности регистрироваться в день голосования или иных аналогичных процедур предлагается утвердить временный (диспозитивный) бюллетень, но порядок его применения остается неясным с учетом условия сохранения конфиденциальности.
Способы голосования. Одной из важнейших проблем в избирательном процессе является заочное голосование, в частности — военнослужащих и граждан, проживающих за границей. Конгресс должен принять поправки в действующее законодательство, требующие обеспечение бюллетенями для заочного голосования не позднее, чем за 30 дней до дня голосования. Это законом установленное средство должно включать увеличение срока приема к рассмотрению бюллетеней для заочного голосования и расчета необходимого времени для предоставления находящимся за границей избирателям «переходного периода» в 30 дней для голосования и доставки бюллетеней.
Заочное голосование «без указания причин» широко используется в западных штатах, так как оно необычайно удобно для небольших и удаленных избирательных участков и позволяет существенно сократить затраты на функционирование избирательного участка в день голосования. В тоже время выросла значительно стоимость почтовых отправлений, в связи с чем для избирательной корреспонденции первого класса необходимо установить специальные расценки, не превышающие половину стоимости аналогичных услуг, и выделить почтовой службе США из федерального бюджета средства на покрытие этих расходов.
Следующим возможным шагом является внесение положения о возможности для военных и иных граждан, находящихся за границей, голосовать с помощью Федерального бюллетеня для заочного голосования, предполагающего внесение избирателями своих кандидатов вне зависимости от того, подал ли данный избиратель просьбу о заочном голосовании минимум за 30 дней до дня голосования. Для соблюдения 30-дневного срока штатам предлагается предусмотреть процедуры, такие как допуск факсимильных форм регистрации избирателей и отправка избирательного бюллетеня по факсу избирателям. Также штатам рекомендуется отменить прекращение (окончание) регистрации избирателей, находящихся на военной службе или за рубежом, за 30 дней до дня голосования. Федеральная почтовая регистрационная карточка должна служить в качестве заявления о регистрации избирателя и заявкой на получение бюллетеня для заочного голосования.
Досрочное голосование, проведенное в порядке эксперимента в Техасе, показало некоторое, хотя и небольшое, но увеличение явки избирателей. Это позволяет сделать вывод о нем как более удобном способе, так как зачастую предоставляются более удобные места для голосования и дополнительное время. Основной и наиболее затратной частью является обеспечение безопасности мест проведения голосования и хранение избирательной документации. Легислатурами штатов должен быть внимательно изучен вопрос о возможности введения досрочного голосования и заочного голосования «без указания причин», в то время как Конгресс США должен рассмотреть плюсы и минусы введения национального праздника в день выборов Президента США (точнее, коллегии выборщиков).
Системы голосования. Системы голосования должны предоставлять возможность избирателю просмотреть бюллетень перед подачей голоса (бюллетеня).
Бумажный бюллетень. Традиционная система использует бумажные бюллетени разного веса, на которых напечатаны имена всех кандидатов или вопросы. Избиратель в конфиденциальном порядке делает свой выбор путем отметки в квадратике напротив имени соответствующего кандидата или ответа на вопрос и опускает этот бюллетень в запечатанную избирательную урну. Бумажные бюллетени считаются только вручную.
Механические машины с использованием рычагов. В таких машинах имени каждого кандидата или вопросу, нанесенные в прямоугольном поле на передней панели машины, соответствует определенный рычаг. Ряд отпечатанных листов с именами или вопросами, представленное взгляду избирателя, указывает соответствующий рычаг при голосовании за каждого кандидата или ответе на вопрос. В обычном положении рычаги расположены горизонтально. Конфиденциальность голосования обеспечивается наличием штор. Избиратель опускает выбранный рычаг, чтобы указать свой выбор. Когда избиратель покидает кабинку для голосования, открывая шторы с помощью специальной ручки, рычаги для голосования автоматически возвращаются в первоначальное горизонтальное положение. Как только рычаг принимает первоначальное положение, это приводит к повороту счетчика на одну десятую часть полного круга. Этот оборот соответствует единице при подсчете голосов от каждого рычага, полный оборот приводит к движению следующего колеса на одну десятую, соответствующего десяткам и т.д. При условии исправности машины и изначальном установлении рычагов с нулевыми показателями в результате будет показано число проголосовавших за каждого кандидата или вопрос. Внутреннее сцепление не позволяет проголосовать одновременно за нескольких кандидатов или вопросов.
Перфокарта. Система, использующая перфокарты и небольшое устройство размером с пюпитр, для голосования. Избиратель с помощью специального устройства для перфорации компостирует (пробивает отверстия) напротив кандидата или вопроса. После голосования избиратель может быть опущен в избирательную урну или помещен в компьютерную систему подсчета голосов на избирательном участке.
Наиболее распространенными видами перфокарт являются «Воутоматик» (автоматическое голосование) и «Дейтавоут» (данные для голосования). В первом случае предусмотрена лишь нумерация на перфокарте без указания имен кандидатов и вопросов. Номер отверстия соответствует определенному кандидату или вопросу. Информация о порядке голосования и кандидатах или вопросах печатается в отдельном буклете. В «Дейтавоут» имена кандидатов или вопросы печатаются на самой перфокарте напротив отверстия для пробивания.
Система чувствительных отметок (в том числе оптическое сканирование). В этой системе используется бумажный бюллетень со списком кандидатов или вопросов напротив пустых квадрата, круга, овала или неполной стрелы. Избиратели делают свой выбор путем заполнения пустых квадрата, круга, овала или дорисовывания стрелы. После голосования бюллетень опускается либо в опечатанную урну, либо в специально предназначенное считывающее устройство на участке. Считывание информации происходит по принципу наиболее темной отметки. Эта технология существует десятки лет и широко используется в таких областях как стандартизация тестирования и в лотереях штата. Хотя система наиболее чувствительной отметки обычно соотносится с оптическим сканированием, которое является лишь одним из семи методов оптического распознавания. Используется либо вариант «центрального подсчета» (избиратель голосует и бюллетени подсчитываются централизованно спустя определенное время после окончания выборов) или «участкового подсчета» (избиратель вставляет бюллетень в специальное устройство, которое подсчитывает голоса на избирательном участке).
Непосредственная электронная запись. Эта наиболее современная система, использующая достижения современной электроники, является современным вариантом механических машин с использованием рычагов. Здесь нет бюллетеня, возможности выбора видимы для избирателя на передней панели машины.
Избиратель непосредственно вводит свой выбор в память компьютера с помощью нажимания кнопок или иного приспособления для ввода данных. Клавиатура, которой зачастую оснащают такие компьютеры, позволяет использовать бюллетень, предполагающий внесение избирателями своих кандидатов (вопросов референдума). В настоящее время эта система не допускает заочного голосования, так как не имеет возможности считывать информацию с бумажных бюллетеней.
Стандарты систем голосования. Добровольные стандарты для систем голосования разработаны в сотрудничестве Национальной ассоциацией руководителей выборов штатов и Управлением администрирования выборов ФИК под управлением Центра по выборам.
Необходимость создания единообразных стандартов для каждой системы голосования на уровне штата и, может быть, даже в общефедеральном масштабе является уже повсеместно признанной и широко обсуждаемой в американском обществе. На потребность в таких стандартах и общих принципах для единообразного определения действительности голоса в каждой системе голосования указано в решении Верховного Суда США при рассмотрении скандала на выборах Президента 2000.
Сейчас ФИК ожидает комментарии на обновленные критерии эксплуатации систем голосования. В 1990 году впервые ФИК установила эти стандарты для того, чтобы помочь штатам определять компьютерные системы и иное избирательное оборудование, осуществляющие подсчет голосов аккуратно и безопасно. Независимые организации, проводящие соответствующее тестирование, используют данные стандарты для определения качества устройств для голосования и подсчета голосов под руководством Национальной ассоциации руководителей выборов штатов. Местные власти и власти штата могут обращаться к результатам тестирования по собственному усмотрению при оснащении избирательным оборудованием. Критерии эксплуатации и тестирования были пересмотрены в связи с изменением технологий избирательного процесса, развитием программного обеспечения в области безопасности и тестирования. В то же время ФИК запросила дополнительное финансирование для подготовки ведущих принципов управления выборами для лиц, ответственных за их организацию и проведение.
Эти стандарты приняты в 37 штатах и в большинстве из них оборудование, которое предполагается купить для выборов, обязательно предварительно проходит тестирование. В остальных 13 штатах, как правило, есть собственные, более строгие сертификационные критерии.
День голосования. Голосование начинается в шесть или семь утра и заканчивается в 20 или 21 час. Увеличение времени голосования до 24 или 48 часов представляется нецелесообразным, также как и введение единого времени на территории всей страны для открытия и закрытия избирательных участков, поскольку, несмотря на призрачные блага, предоставляемые таким способом проведения голосования, нарушается единство и целостность избирательного процесса, что наносит больший урон демократии. Введение единого времени проведения выборов по всей стране как средство борьбы со спекулятивными прогнозами средств массовой информации, основанными на данных опроса проголосовавших избирателей на выходе с избирательного участка (exit polls), представляется проблематичным. Кроме того, общественность и политики должны усвоить, что предварительные прогнозы СМИ не являются официальными результатами выборов. Более эффективным средством является воздержание от опубликования предварительных прогнозов до 23 часов по западному времени (минус пять часов по Гринвичу). Безусловно, в Конгресс уже поступали многочисленные законодательные предложения об увеличении времени до 21 часа в зоне восточного времени (минус пять часов по Гринвичу) и закрытии избирательных участков 19 и 18 часов соответственно в зоне гор (минус семь часов по Гринвичу) и Тихого океана (минус восемь часов по Гринвичу). Подобное решение не учитывает Аляску (минус девять часов по Гринвичу) и Гавайи (минус десять часов по Гринвичу), не являющихся смежными в отличие от остальных 48 штатов. Вариациями этого предложения для западных штатов, включая Аляску и Гавайи, является открытие избирательных участков вечером накануне дня выборов или перенесение перехода на летнее время в год президентских выборов на две недели позже. Данные альтернативы неприемлемы по многим причинам, поскольку в частности — они лишают избирателей в западных штатах возможности голосовать после работы, традиционно наиболее горячее время между 18 и 19 часами.
Изменение периода голосования возможно несколькими способам: голосование будет проводиться в выходные: субботу, воскресенье или оба дня. Также допускается предоставление условий голосовать заранее, то есть досрочное голосование. И заочное голосование «без указания причин», включая голосование по почте, представляет собой другой альтернативный метод. Или установление национального праздника в день выборов коллегии выборщиков, иначе говоря — выборов Президента.
Голосование в выходные имеет некоторые неоспоримые преимущества:
Голосование в выходные дни, проведенное в качестве эксперимента в некоторых штатах, дало противоречивые результаты. К примеру, в Калифорнии наблюдалось значительное увеличение явки избирателей относительно аналогичных выборов, проходящих во вторник, тогда как в Техасе не зафиксировано каких-либо существенных изменений в количестве пришедших избирателей.
В то же время голосование в выходные представляет собой дополнительные сложности и затраты: работники избирательных комиссий и технический персонал будут работать в сверхурочное время и дополнительные меры безопасности следует принять в отношении государственных учреждений. Кроме того, нередко под избирательные участки используются церкви и иные места осуществления культа, что невозможно будет сделать в выходные.
Введение национального праздника в день выборов Президента представляет собой те же преимущества, что и голосование в выходные дни, но этот праздничный день предоставляется только служащим государственных учреждений и тем, чьи работодатели согласятся на введение этого праздника. На этот день можно перенести празднование Дня ветеранов, отмечаемое в США в четвертый понедельник октября, но сохраняется опасность дискредитации этого праздника.
Скандал, произошедший на выборах Президента 2000 года, породил некоторые радикальные и оригинальные предложения, такие как введение удостоверения с отметкой о том, как проголосовал избиратель, может породить волну манипуляций, на что обращают внимание американские авторы, даже не упоминая о нарушении тайны голосования.
Установление результатов голосования. Законодательство штатов должно ввести положения о пересчете голосов в административном и судебном порядке, предусмотрев необходимый минимум вызывающих сомнение голосов для осуществления автоматического пересчета голосов и разумный период времени для его проведения вручную или с использованием техники, при этом предпочтительнее установление административного порядка и дальнейшая замена им судебного порядка. Пересчет голосов на выборах на должности федерального уровня и уровня штата, а также иные должности в соответствии с требованиями законодательства штата должен проводиться членом местной избирательной комиссии при участии главного должностного лица, ответственного в данном штате за проведение выборов. Ручной пересчет должен осуществляться либо для проверки точности подсчета, осуществленного с помощью специального оборудования, либо при невозможности иначе подсчитать голоса. Перед осуществлением пересчета с использованием специального оборудования каждый бюллетень или перфокарта должны быть исследованы на предмет их действительности и обеспечения аккуратности подсчета табуляторным оборудованием. Действительные бюллетени, которые в результате повреждения или ошибки избирателя не могут быть адекватно учтены механическим способом, должны быть либо посчитаны вручную, либо сделаны дубликаты (с соответствующей проверкой первоначального бюллетеня) таким образом, чтобы они могли быть подсчитаны специальными машинами. Спорным остается о месте пересчета относительно установления официальных результатов: объявление официальных результатов происходит до или после пересчета.
Существенной трудностью при пересчете голосов в судебном порядке есть представление доказательств наличия мошенничества или ошибки, что зачастую является проблематичным для кандидата.
Установление в законодательном порядке на уровне штатов минимального количества спорных голосов для проведения автоматического пересчета устраняет требования инициирования процесса пересчета одним из кандидатов или установления в судебном порядке существенной ошибки или мошенничества.
Ручной пересчет должен быть использован в первую очередь для уверения (удостоверения) избирателей и кандидатов в том, что машинный подсчет (с помощью специального оборудования) произведен точно. Следующим случаем обращения к ручному способу является невозможность осуществления подсчета с помощью специального оборудования определенных бюллетеней, таких как с вписанными от руки кандидатами, без или с большим количеством отметок. Некоторые штаты, в частности — Калифорния, предусматривают необходимый для проведения пересчета процент спорных голосов каждого вида (к примеру — один процент каждого вида). Использование специального оборудования непосредственно для голосования и в дальнейшем — для подсчета следует (должно) подкреплять предварительным тестированием с целью убедиться в их надежности.
Перед началом пересчета с помощью специального оборудования все бюллетени должны быть осмотрены, чтобы убедиться в их пригодности для машинного пересчета.
Единые критерии действительности (приемлемости) отметки избирателя о своем выборе, соответствующие условия определения волеизъявления должны устанавливаться в рамках каждого штата в отношении всех используемых в штате систем голосования. В инструкциях для избирателей должны быть даны четкие и ясные инструкции о заполнении бюллетеня, использовании перфокарты или иных систем голосования, а также указаны наиболее распространенные ошибки, допускаемые в ходе их использования.
Порядок избрания Президента США. Как известно, эти выборы являются косвенными. Такой порядок применяется при технической невозможности обеспечения проведения прямых выборов или, что верно для США, обусловлен стремлением недопущения радикально настроенных граждан к участию в определении высшего должностного лица и к опасению усиления роли федеральной администрации. Сие недоверие к народу как совокупности граждан безусловно характерно для времени создания американской Конституции: восемнадцатый век не верил в абсолютное равноправие людей.
Избрание Президента подразделяется на четыре этапа:
1. предноминационный период, когда кандидаты конкурируют при проведении первичных выборов (так называемые праймериз) или кокусов (собраний и конференций политически партий на региональном (штатном) уровне) с целью обеспечение выборов своих делегатов для участия в национальных партийных съездах.
Впервые первичные выборы, изначально рассматривавшиеся в качестве средства демократизации процесса выборов Президента, были проведены во Флориде в 1904 году и за последующее десятилетие стали применяться уже в 20 штатах, хотя после первой мировой войны этот институт был забыт.
2. национальные партийные съезды, проводимые летом в год выборов для утверждения кандидатов на пост Президента и вице-президента и основных положений партийной программы.
3. избирательная кампания и избрание коллегии выборщиков.
Выборы проходят в год, делящийся на четыре, в первый вторник после первого понедельника ноября. Выборщиком не может быть лицо, являющееся конгрессменом или занимающее иную государственную должность США. Коллегия выборщиков насчитывает 538 членов, то есть равно сумме представителей штатов в Конгрессе и трех представителей от округа Колумбия. Выборщики рассматривались изначально как свободные агенты, не связанные мнением своих избирателей, и до сих пор встречаются случаи, когда, несмотря на их избрание по партийным спискам, выборщики могут голосовать за кандидата конкурирующей партии. В то же время надо заметить, что механизм народного избрания выборщиков не закреплен законодательно, что теоретически допускает их избрание законодательными органами штатов. В 48 штатах и округе Колумбия действует мажоритарная система относительного большинства, то есть все голоса от данного штата отдаются списку выборщиков, набравшему относительное большинство голосов. И только в Мене и Небраске победитель в избирательном округе получает лишь один голос выборщика, а оставшиеся голоса присуждаются кандидатам в президенты и вице-президенты, набравшим наибольшее количество голосов во всем штате. Законодательно закрепленной крайней датой предоставления в Конгресс списков выборщиков является 18 декабря — к этому сроку должны быть закончены все юридические процедуры и установлены результаты голосования. Действующее федеральное законодательство требует, чтобы штаты предоставляли имена выборщиков через заказные почтовые отправления, что является в настоящее время устаревшим способом, который необоснованно увеличивает время.
4. работа коллегии выборщиков, по итогам которого определяются официальные результаты выборов Президента и вице-президента.
Выборщики собираются в первый понедельник после второй среды декабря в столицах соответствующих штатов для голосования бюллетенями за Президента и вице-президента. Итоги голосования утверждаются губернатором штата и направляются председателю Сената США (вице-президенту США). На совместном заседании Конгресса США, которое проходит 6 января следующего за годом выборов года, голоса выборщиков пересчитываются и победители объявляются Президентом и вице-президентом США.
Требования к кандидатам на должность Президента уникальны лишь в одном пункте:
в остальном они достаточно традиционны:
Порядок избрания в Конгресс США.
Палата представителей состоит из 435 членов, переизбираемых полностью каждые два года, что позволяет говорить об своевременном отражении ею настроений американского общества. Численность конгрессменов от каждого штата в нижней палате зависит от числа населения и пересчитывается в нулевой год. Конституция устанавливает для кандидатов в Палату представителей цензы
Требования к избирателям аналогичны тем, которые предъявляются лицам, участвующим в выборах более многочисленной палаты законодательного органа этого штата.
Сенат призван быть уравновешивающим факторам в противовес Палате представителей и отражать мнения штатов как субъектов федерации в высшем законодательном органе страны. Он состоит из 100 членов с шестилетним сроком полномочий: по два представителя от каждого штата вне зависимости от численности населения, территории или промышленно-финансового благополучия. Непрерывный характер деятельности обеспечивается частичным обновлением на треть каждые два года. До 1913 года сенаторы избирались путем косвенных выборов: законодательные органы штатов избирали сенаторов, тогда как принятие поправки XVII сделало порядок выборов более демократическим, предоставив населению право непосредственно осуществлять выбор.
Избиратели сенаторов должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям более многочисленной палаты законодательного собрания этого штата. Требования пассивного избирательного права в отношении сенаторов несколько жестче по сравнению с предъявляемыми кандидатам в Палату представителей:
Необычайно важным является установление точного волеизъявления избирателей, дабы каждый гражданин был уверен, что его голос соответственно учтен. Если выявленные правонарушения зафиксированы лишь на определенных участках, то должно быть удостоверено, что данная проблема может быть рассмотрена и разрешена на уровне штатов.
Основные направления избирательной реформы в Соединенных Штатах Америки являются следующие:
Широко обсуждается возможность перехода к мажоритарной избирательной системе в один тур при возможности преференциального голосования в ходе президентских выборов.
Россия не рассматривает децентрализованный порядок организации выборов, что приводит к чрезмерному использованию административного ресурса на выборах всех уровней. Недоверие к людям и разочарование во власти стало двумя господствующими тенденциями в современном российском обществе. И первый же серьезный кризис в функционировании избирательной системы вскроет не технические недостатки, как это произошло в США, а косность и нереальность эффективной работы в масштабах такой огромной страны как Россия.
1 Иногда
в российской литературе её название значится как
Федеральная комиссия по выборам.
2 В связи с этим необходимо заметить, что в подавляющем большинстве штатов не существует законодательного требования беспристрастности избирательной комиссии, что иногда приводит к численному преобладанию членов одной из ведущих политических партий в комиссии.