http://www.ivandanilov.ru/pub32.htm
Иван Данилов
©
Советская Россия (Москва).Именно этот закон является основополагающим
для всех основных правовых и законодательных
актов по проведению выборов как в регионах, так и
в целом в стране - вплоть до выборов президента и
Государственной думы. Действующий закон был
несовершенен, мы с вами много раз сталкивались с
тем, что он давал регионам возможность
"дополнять" его своими местными законами
так, как это было выгодно правящей верхушке. Как
правило, было именно так, а не наоборот - как лучше
для избирателя, для защиты его волеизъявления от
фальсификаций и искажений.
Что изменилось в новой редакции Закона о выборах?
Какие поправки были приняты, в чем их смысл?
Рассказать об этом мы попросили координатора
фракции КПРФ в Государственной думе ФС РФ Сергея
Николаевича Решульского.
- Новую редакцию закона в Думу представила ЦИК от
имени президента. Она была принята в первом
чтении, но ко второму чтению после тщательной
проработки ее депутатами поступило более трех
тысяч поправок. Многие поправки были приняты в
рабочей комиссии, часть обсуждалась и
принималась 26 апреля на пленарном заседании.
Такое поистине рекордное число поправок
неслучайно. Выборы, которые стали сегодня почти
повсеместно фарсом, превратились в каскад
фальсификаций, ни в коей мере не соответствуют
конституции. Ведь мы прекрасно знаем, что они
проводятся при помощи целого набора черных
методов, административного ресурса, принуждения,
подкупа, махинаций в ходе самой выборной
кампании, начиная от использования не
зарегистрированных нигде газет типа "Не дай
Бог", которые выходят миллионными тиражами, до
появления двойников, этаких клонов, у некоторых
кандидатов. Все это как раз и направлено на то,
чтобы лишить людей свободного выбора, при этом
напрямую нарушается их конституционное право, а
ответственности за это никто не несет.
Победителей не судят? На судить надо
фальсификаторов! Ведь в конституции РФ, в третьей
статье, сказано, что высшим непосредственным
выражением власти народа являются референдум и
свободные выборы. Но в результате всех этих
манипуляций выражение высшей власти народа
через выборы становится фикцией. Народ уже
просто не верит в честность выборов и в
возможность с их помощью улучшить свою жизнь.
Административно-чиновничий диктат, стремление
лиц при должностях любой ценой, даже через
нарушение конституции и закона, удержаться на
своих прибыльных местах сегодня научились ловко
прятать в щели, в черные дыры существовавшего до
сих пор Закона о выборах. Его, конечно же, надо
было менять.
Ныне действующая редакция Закона о выборах была
во многом несовершенна. И ее каждый властный
ловкач мог легко приспособить к своим
надобностям. Самый яркий пример такой вольной
трактовки федерального закона - выборы в
Ростовской области, когда единственного
реального претендента на место губернатора,
коммуниста Л.А. Иванченко, сняли с выборной
дистанции потому, что местный Закон о выборах,
специально созданный для подобного рода расправ,
позволял это сделать. А в федеральном законе были
недостаточно четко и однозначно проработаны
нормы, по которым можно снимать кандидата.
В новой редакции перекрыть некоторые "черные
дыры", на мой взгляд, все-таки удалось.
Существенно то, что в новой редакции
предусмотрено: одна половина членов
избирательных комиссий назначается
законодательным, другая - исполнительным
органами власти, но при этом обе ветви власти
обязаны назначить не менее половины
предлагаемых ими членов комиссии на основе
поступивших предложений от политических партий.
Теперь в избирательные комиссии всех уровней
войдут представители тех политических партий,
которые получили от избирателей право
распределить между собой мандаты на последних
выборах в Думу.
Кроме этого, в новой редакции изменены временные
границы начала выборной кампании.
Устанавливается, что ее стартом будет считаться
начало сбора подписей. Это правильно, так как все
мы понимаем, что сбор подписей - уже агитация.
Устанавливается обязательная выборная норма по
формированию законодательных и
представительных органов власти субъектов
Федерации по смешанной системе: 50 процентов по
партийным спискам, 50 - по одномандатным округам.
Здесь коммунисты настаивали на ускорении
введения этой нормы, но думское большинство
решило, что сделать это можно только с июля 2003
года, с началом действия Закона о политических
партиях. К этому сроку все законодательные нормы
субъектов Федерации должны быть приведены в
соответствие с новым положением федерального
закона.
Теперь только суд наделяется правом отстранения
кандидата от выборов, а не избирательные
комиссии, как это было раньше. И еще введена
норма, регламентирующая, что отмена регистрации
может быть сделана не позднее чем за 8 дней до
голосования.
Теперь не будет гак, что в воскресенье выборы, а в
субботу кандидата снимают с голосования, как это
было в Ингушетии, когда Гуцериева в субботу сняли
с дистанции, а в воскресенье началось
голосование.
Устанавливается три основания для регистрации
кандидата или партии на выборы. Это - по подписям,
по залогу, и - новое - по решению руководящего
органа политической партии, если по результатам
ближайших предыдущих выборов депутатов
Государственной думы кандидаты из федерального
списка, выдвинутые этой партией, избраны в Думу.
Другими словами, если партия преодолела
пятипроцентный барьер и ее представители попали
в Государственную думу, то она может на очередных
выборах просто выдвигать свой список, не собирая
подписи. Это существенное преимущество для
признанных обществом партий. А тот, кто хочет
выйти на политическую арену впервые, должен
доказать, что он располагает доверием
избирателей хотя бы на этапе сбора подписей. Ну а
тот, кто готов вместо подписей внести залог,
пусть рассчитывает на свой кошелек.
Характерно, что закрепляется исчерпывающий, не
подлежащий расширению законами субъектов
Федерации перечень оснований для отказа в
регистрации кандидата. Там есть несколько
пунктов, по которым только можно отказать в
регистрации, такие, например, как двойное
гражданство, неснятая судимость и так далее.
Расширять произвольно этот перечень
недопустимо.
Для избирателей крайне необходима и такая норма
закона, которая позволяла бы оперативно и
действенно отменять неправовые, волюнтаристские
решения и действия избирательных комиссий. Во
время выборных кампаний наблюдатели, выборные
штабы и сами кандидаты или их представители
практически никогда не могут добиться от
вышестоящей избирательной комиссии отмены
неправовых решений нижестоящей комиссии. Мы
сталкиваемся с этим постоянно в своей практике.
Так вот теперь принята поправка, которая
возлагает на вышестоящие избирательные комиссии
однозначную и жесткую обязанность рассмотрения
подобных жалоб и вынесения по ним решений по
существу с немедленным ответом, с принятием мер.
Гонять жалобу по кругу, канителить жалобы на
различного рода нарушения до окончания выборов,
как это делается сейчас очень часто, будет уже
невозможно. И сроки при этом установлены строгие
- не более пяти дней, а если до выборов осталось
три дня, то счет идет буквально на часы.
Ужесточаются порядок и качество защиты
избирательных бюллетеней от подделок.
Подробно расписаны в новой редакции технические
детали и степени защиты этого документа. К
сожалению, мы не смогли провести, хотя с мест было
много таких предложений, поправку о том, чтобы на
каждом бюллетене расписывались наблюдатели от
разных партий - хотя бы по жребию, хотя бы по
два-три. Но я думаю, что жизнь заставит вернуться
к этой поправке и все-таки принять ее.
Коммунисты настаивали, но большинство в Думе не
проголосовало и за то, чтобы ввести контрольный
отрывной корешок бюллетеня. Для чего это нужно?
Для того, чтобы был двойной контроль: избиратель
опускает корешок в контрольную урну, а бюллетень
- в обычную. При подсчете сверяется количество
бюллетеней в обычной урне и в контрольной. Если
разница составляет больше, чем это возможно при
случайностях, то все результаты выборов
признаются недействительными. Но - не поддержали.
К счастью, все были вынуждены признать, что на
выборах необходимо ограничить вакханалию СМ И.
Новой является, к примеру, такая норма, когда в
агитационных целях СМИ можно использовать
только за месяц до голосования. Более четко
прописываются положения о том, какие СМИ имеют
право публиковать выборные агитационные
материалы на равных условиях для всех
кандидатов, какие собственные СМИ партий и
выборных объединений могут участвовать в
агитации. Введена норма, по которой все газеты,
зарегистрированные менее чем за год до выборов,
не имеют права участвовать в агитации,
публиковать агитационные материалы. Ведь
сколько раз уже мы сталкивались с этим: за месяц
до выборов зарегистрируются, выльют на головы
избирателей ушаты грязи, клеветы, самых
чудовищных вымыслов о том или ином кандидате, а
потом ни следов их не найдешь, ни обвинения не
предъявишь...
Избиратели вправе спросить: отвечает ли новая
редакция Закона о выборах всем требованиям
статьи 3 конституции РФ? Нет, пока не отвечает
всем ее пунктам, и мы будем добиваться того, чтобы
отвечала. В той же конституционной статье есть
пункт 4, где говорится, что никто не может
присваивать власть в РФ, захват власти или
присвоение властных полномочий преследуется по
федеральному закону. К сожалению, у нас это
творится сплошь и рядом, на какие выборы ни кинь
взгляд. Надо покончить с лицемерием, когда на
словах власть ратует за чистые и честные выборы,
а на деле ее лобби в Думе все делает наоборот.
Поэтому уже в мае наша фракция выступит за
внесение поправок в Уголовный кодекс. Суть их в
том, что махинации, фальсификации на выборах
должны законом, Уголовным кодексом
квалифицироваться как тяжкое преступление. Они и
есть не что иное, как присвоение, захват власти.
Почему-то считается, что власть захватывают
только вооруженным путем. Но и на выборах уже
сплошь и рядом гремят выстрелы. А если палят не по
Кремлю и не по Дому правительства, то ведь
фальсификациями расстреливается конституция с
не меньшим эффектом, чем это сделал Ельцин в 1993
году. Происходит захват власти
антиконституционным по сути путем, но по форме -
парламентским методом. Суть преступления от
формы его исполнения не меняется. Можно
выстрелить человеку в спину, а можно удушить в
объятиях. Так что уголовная ответственность для
любого чиновника или члена избирательной
комиссии, допустившего искажение народной воли,
должна быть обязательной, а фальсификация должна
караться лишением свободы на несколько лет как
тяжкое преступление, наказание за которое
неотвратимо. Этого требует конституция, и закон
должен ей соответствовать.
Сейчас кого ни послушаешь, все говорят, что они за
честные выборы. Но вот мы проводили, так сказать,
замеры думских мнений, обсуждая пока еще в
кулуарах эти поправки в Уголовный кодекс. И что
же? Уже раздаются вопли о свободе, о правах
человека. И это - пока только при обсуждении самой
возможности вынести на голосование защищающие
конституционность и законность нормы. Уверен,
что эта поправка многих бы отрезвила. Однако
посмотрим, что будет, когда мы предложим ввести
эту норму в Уголовный кодекс. Тогда, я думаю, с
помощью вашей газеты мы установим истину и
покажем ее избирателям - кто был за, кто против.
Ведь в конечном счете это со всей
определенностью покажет, кто боится честных
выборов, кто готов пойти на нарушение закона и
конституции, только бы получить власть. А наших
избирателей мы будем держать в курсе событий,
которые развернутся вокруг этой поправки.
Но и сами они не должны стоять в стороне. Ведь
стопроцентной гарантии не может дать ни один
закон, всегда найдутся любители объехать его и
нарушить. Рассчитывать на честные выборы можно
только тогда, когда сам народ будет
заинтересован в честных результатах, не будет
пассивным. Надо установить народный контроль за
выборами, поставить всю административную рать в
подчинение народу. И сегодня, после принятия
новой редакции Закона о выборах, у избирателей
уже есть значительные рычаги для этого.
30.04.2002.