Ответ ЦИК РК Борису Макарову  

 

 

 

 

Результаты проверки фактов, изложенных в открытом письме Президенту Республики Казахстан, заместителя директора Федерального Научно-Производственного Центра “Московский радиотехнический институт Российской Академии наук” - генерального директора ЗАО “Волшебные технологии” гос. Макарова Б.А., опубликованного в Интернет-газете “Навигатор” 28 июня 2005 года и в статье “И Президентские выборы будут нелегитимны…” гос. Бельского А., опубликованной в газете “Республика” от 1 июля 2005 года

На прошедших в Республике Казахстан 19 сентября 2004 года выборах в Мажилис Парламента Республики Казахстан использовалась электронная система голосования, разработанная по заказу центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и с использованием отдельных технических решений Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. По результатам проведенного патентного поиска было выявлено, что техническое решение, положенное в основу данной разработки, отвечает всем критериями, предъявляемым к изобретениям: новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью. На основании этого было принято решение о патентовании разработки, что и было сделано. В РГКП “Национальный институт интеллектуальной собственности” Министерства юстиции РК была подана совместная (ЦИК РК и ОИПИ НАН Беларуси) заявка № 2004/1094.1 от 29.07.2004 на изобретение “Системы электронного голосования”. В настоящее время предпатент зарегистрирован в госреестре под номером № 16125 от 29.07.2004 и 15 августа 2005 года ожидается опубликование сведений о нем в №8 официального бюллетеня “Промышленная собственность”.

Претензии г-на Макарова в отношении незаконного использования его разработок являются необоснованными по ряду причин:

1. Указанные патенты выданы российским патентным ведомством и действуют исключительно на территории Российской Федерации (ЗАКОН Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3517-1 “Патентный закон Российской Федерации”). Таким образом, на территории Республики Казахстан их действие не распространяется.

2. Важное значение имеет факт наличия патента Республики Казахстан на изобретение “Системы электронного голосования”. Данный патент получен в установленном порядке с проведением обязательного патентного поиска. Анализ технических решений по противопоставленным патентам РФ и оспариваемому патенту Республики Казахстан показывает, что противопоставленный способ тайного голосования с оспариваемой системой электронного голосования ничего общего не имеет.

Противопоставляемые Макаровым Б.А. патенты РФ на изобретения №№ 2 153 192, 2 178 203, 2 178 586 относятся к традиционным способам голосования с использованием бумажных бюллетеней, опускаемых избирателями в урны с последующим подсчетом голосов.

- Патент РФ № 2 153 192 от 12.11.99, относится к способу голосования при проведении любых выборов, опросов, референдумов с использованием бюллетеней, который “включает использование бюллетеня на бумажном носителе”, причем бюллетень заполняют, наклеивают на две идентичные части бюллетеня марки с индивидуальными идентификационными номерами, механически разделяют на две части и опускают одну маркированную часть в ящик для голосования, а вторую маркированную часть оставляют у избирателя.

- Патент РФ № 2 178 586 от 01.12.99 относится к способу для голосования избирательными бюллетенями при проведении выборов, опросов или референдумов, при котором избиратель заполняет состоящий из двух идентичных частей бюллетень, присваивает каждой части один и тот же анонимный код, “делит бюллетень на две части, одну опускает в урну для голосования, а вторую оставляет у себя”.

- Патент РФ № 2 178 203 от 28.04.2001 относится к способу для голосования, который включает “получение избирателем избирательного бюллетеня или комплекта бюллетеней специальной формы, выполненных на бумажном носителе и имеющих три или более идентичных по виду и содержанию частей, выполненных с возможностью их механического разделения по линиям отрыва”. Избиратель заполняет бюллетень, присваивает каждой части один и тот же индивидуальный идентификационный код и помещает одну часть в основной ящик для голосования, другую часть - в дополнительный ящик для голосования, а третью оставляет себе.

- По двум заявкам на патенты (№№ 2 153 192, 2 178 586) была подана международная заявка WO 135350 с приоритетом от 09.11.1999, однако национальную фазу в Республике Казахстан эта заявка не проходила.

- Патент РФ на полезную модель № 13 267, и патенты РФ на промышленные образцы №№ 46 916, 47 713, 48 223,48 562, 49 609 защищают формы бланков бумажных бюллетеней.

- Свидетельство РФ на полезную модель № 13 267 от 01.12.99 защищает вид бумажного бюллетеня для тайного голосования, состоящего из двух одинаковых частей и “выполненный с обеспечением возможности отделения одной части бюллетеня от другой”, содержащих участок для индивидуальной отметки, содержащий либо комбинацию из десятичных цифр, либо штриховой или буквенный код, или символ, или перфорацию.

- Патенты РФ на промышленные образцы №№ 46 916 от 14.10.99, 47 713 от 03.03.2000, 48 223 от 23.06.2000, 48 562 от 06.10.2000, 49 609 от 12.04.2001 защищают виды бланков бумажных избирательных бюллетеней, состоящих из двух или трех идентичных частей “с четко выраженной линией отрыва”.

- Патенты РФ на промышленные образцы №№ 48 112, 48 563 от 30.10.2000 защищают виды бумажных бланков протоколов избирательной комиссии об итогах голосования, характеризующиеся расположением в нижней части блока “с указанием членов избирательной комиссии и открытых линеек для подписи”.

- Действие Свидетельства № 13 267 от 01.12.1999 прекращено досрочно 12.02.2002, Свидетельства № 46 916 от 14.10.1999 прекращено досрочно 15.10.2002, Свидетельства № 47 713 от 03.03.2000 прекращено досрочно 14.03.2003, Свидетельства № 48 112 прекращено досрочно 31.05.2005 из-за неуплаты в срок пошлины за поддержание Свидетельства в силе.

- Патент РФ на промышленный образец № 48 111 от 30.05.2000 защищает вид бланка списка избирателей, характеризующиеся расположением в нижней части блока горизонтальных открытых линеек “для подписей членов избирательной комиссии” и “расположением с правой стороны столбца “Талон уведомления” с четко выраженной линией отрыва”.

Таким образом, при всем уважении к трудам господина Макарова А.Б., вышеперечисленные патенты РФ не могли быть использованы и не использовались при разработке системы электронного голосования даже в качестве аналогов, поскольку они относятся к иному (с использованием бумажных носителей информации) типу голосования. Никаких правовых оснований для признания требований господина Макарова А.Б. не существует.

Фактически в системе (см. паспорт АИС) заложены требования Евросоюза, так как они практически утверждают стандарты к системам электронного голосования. Соответственно разработчики при создании и внедрении такого рода систем придерживаются общепринятых процедур и регламентов.

В отношении авторского права

Действие авторского права распространяется на такие объекты собственности, как литературные и драматические произведения, предметы архитектуры и искусства, программное обеспечение и т.п. и не имеет отношения к объектам патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.). Таким образом, претензии г-на Макарова А.Б. на авторское право являются необоснованными.

В отношении “закладок” в системе.

Разработчики проекта, изготовители специального оборудования и поставщики стандартного оборудования, входящего в состав АИС “Сайлау”, были определены ЦИК РК в соответствии с законом РК “О государственных закупках”. В частности, разработка программного обеспечения системы выполнена белорусской фирмой НПООО “Тодес”, изготовление специализированного оборудования - казахстанской фирмой “НТЦ Дельта плюс”, поставка стандартного компьютерного оборудования осуществлена казахстанской фирмой АО "АЛСИ".

Все программное обеспечение, разработанное белорусской стороной, было передано в ЦИК РК в виде исходных кодов. Оно прошло длительную стадию совместной доработки, детально тестировалось и отлаживалось казахстанской стороной. В опытном режиме моделировались всевозможные нештатные ситуации. Все дистрибутивы, которые были использованы для инсталляции на компьютеры ЦИК РК, были скомпилированы и подготовлены специалистами на казахстанском оборудовании.

Стандартное и специальное оборудование, а также программное обеспечение прошло сертификацию на соответствие специальным требованиям информационной безопасности в специальном аккредитованном органе по сертификации.

Инсталляция оборудования и программного обеспечения АИС “Сайлау” осуществлялась также исключительно казахстанскими специалистами. Все компьютеры и специальное оборудование после сертификации были опломбированы, а после установки на избирательных участках охранялись нарядами полиции. Допуск посторонних лиц к проникновению в систему был исключен.

Специалистами по информационной безопасности был разработан и реализован комплекс мер и механизмов обеспечения автономного (закрытого) функционирования АИС и невозможности внешнего воздействия на происходящие в ней процессы.

Соответственно установка в систему закладок, а тем более, возможность дистанционного управления ими исключена.

Кроме того, приемка АИС “Сайлау” осуществлена специально созданной государственной комиссией (приложение - Акт приемки), в состав экспертной группы при комиссии входили технические специалисты научно-исследовательских учреждений, информационно-телекоммуникационных кампаний и политических партий РК.

Таким образом, утверждения г-на Макарова Б.А. относительно наличия “закладок”, невозможности проведения работ по их выявлению, поставкам непроверенного оборудования, являются либо ошибочными, либо сознательно вводят в заблуждение.

Следует отметить, что г-н Макаров Б.А. обращался в ЦИК Российской Федерации и ряд областных ЦИК с предложениями о заключении договора на поставку комплекта документов по “Прозрачным технологиям тайного голосования бюллетенями”. Однако после анализа патентных работ г-на Макарова Б.А. ЦИК РФ отклонил данные предложения в связи с выявленным рядом недостатков предлагаемой технологии (копия письма ЦИК РФ от 23.02.2001г. № 01-14/765 прилагается).

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Hosted by uCoz