К О П И Я
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С Е К Р Е Т А Р Ь
103012, Москва, Большой Черкасский переулок, дом 9, строение 1
_23.02.2001_№ 01-14/765________
Генеральному директору
На № _________ от _____________ ЗАО “Волшебные технологии”
Б.А.МАКАРОВУ
113519, г. Москва, а/я № 16,
ЗАО “Волшебные технологии”
Копия: Председателю Комитета
по безопасности Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
А.И. ГУРОВУ
Уважаемый Борис Александрович!
Ваши обращения в Комитет по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с предложением заключить договор на поставку комплекта документов по “Прозрачным технологиям тайного голосования бюллетенями” рассмотрены в ЦИК России.
Организация и порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов определены Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19.09.1997 года № 124-ФЗ. Практическое использование норм этого закона показало, что они обеспечили соответствие результатов голосования волеизъявлению избирателей, что, однако, не исключает в дальнейшем совершенствование этих норм.
Анализ выданных Вам патента на изобретение № 2153192 “Способ тайного голосования избирательными бюллетенями”, патента на промышленный образец № 46916 “Бланк бюллетеня для тайного голосования (два варианта)” и свидетельства на полезную модель № 13257 “Бюллетень для тайного голосования” выявил следующие основные недостатки предлагаемых Вами “Прозрачных технологий тайного голосования бюллетенями” для использования ЦИК России при проведении выборов в Российской Федерации.
1. “Прозрачные технологии…” не гарантируют идентичность двух частей избирательного бюллетеня после заполнения этих частей избирателем.
Часть бюллетеня, которая опускается в ящик для голосования, может оказаться (в результате умысла или непреднамеренно) без наклеенной марки с индивидуальным идентификационным номером или в разных частях одного и того же бюллетеня с наклеенными марками с одним и тем же индивидуальным идентификационным номером избиратель по-разному “проголосует”.
Избиратель может не опустить бюллетень в ящик для голосования, унеся бюллетень с собой, а после голосования предъявлять претензии.
Недобросовестные избиратели или группы таких избирателей могут использовать образовавшееся в результате таких действий несоответствие номеров бюллетеней в официально опубликованных результатах номерам имеющихся у них бюллетеней в целях дискредитации итогов выборов. Хотя очевидно, что отметки в хранящейся у избирателя части бюллетеня нельзя рассматривать как бесспорное доказательство того, что на выборах он проголосовал точно так же, как отмечено в его части бюллетеня.
2. “Прозрачными технологиями…” не определено, как поступать избирательным комиссиям в случае, когда в ящике для голосования окажутся обе части одного и того же бюллетеня с марками, но с разным волеизъявлением избирателя.
3. “Прозрачные технологии…, не обладая никакими преимуществами, значительно дороже существующего способа голосования. Для применения предлагаемых технологий нужно в два раза больше бумаги на изготовление бюллетеней. Возрастают затраты на транспортировку и хранение увеличенного вдвое объема бюллетеней. Необходимо дополнительно изготавливать марки с голографической защитой с индивидуальными идентификационными номерами (тираж – до 200 миллионов марок для выборов Президента России или выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации), изготавливать конверты (до 100 миллионов для тех же выборов) и упаковывать в них марки.
4. “Прозрачные технологии…” существенно усложнят работу избирательных комиссий всех уровней. Каждой участковой избирательной комиссии потребуется внести в протокол до 3-х тысяч девятиразрядных десятичных индивидуальных идентификационных номеров (до 27 тысяч цифр или до 14 страниц формата А4 с одними цифрами). Затем каждому члену этой комиссии необходимо “вручную” сверить эти номера в протоколе с номерами на марках, наклеенных на бюллетенях.
При такой “технологии” велика вероятность появления технических, непреднамеренных ошибок в протоколах. Затраты времени на подведение итогов голосования возрастут в несколько раз.
С учетом изложенного ЦИК России не считает возможным заключать с Вами договор на поставку комплекта документов по “Прозрачным технологиям тайного голосования бюллетенями”.
О.К. Застрожная