Российские выборы: косметический ремонт или реконструкция

(Пути реформирования российской избирательной системы)

 

Б.А. Макаров

Независимый эксперт, Москва

 

В России закончился осенне-весенний сезон “охоты” на избирателя. Прошли очередные выборы в федеральные органы власти: выборы президента и депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Выборы завершились грандиозным скандалом. Ряд политических партий, многие кандидаты и избиратели не признали действительность прошедших выборов и оспаривают официально объявленные их итоги в Верховном суде России. По итогам проверки жалобы представителя бывшего кандидата в президенты РФ Николая Харитонова Центральная Избирательная Комиссия РФ вынуждена была признать, что в двух территориальных избирательных комиссиях Москвы – “Раменки” и “Тропарево-Никулино” обнаружены факты подлога результатов голосования на выборах президента РФ 14 марта 2004 года. Продолжается скандальное судебное разбирательство по заявлению кандидата в депутаты Госдумы РФ Коломейцева Н.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии о результатах выборов по 145-му Пролетарскому одномандатному избирательному округу (Ростовская область). На этом судебном процессе были продемонстрированы чудеса правовой эквилибристики. Подробности в сети Интернет по адресу http://kolomeitsev.ru/Environ/wa/Main?rubricid=6&level1=press . Впервые в практике федеральных избирательных кампаний городской суд Санкт-Петербурга 4 июня 2004 года принял беспрецедентное решение, отменив результаты думских выборов по многострадальному 207-му округу. ( смотри http://ng.ru/politics/2004-06-04/1_peterburg.html или “Независимая газета” № 112(3225) 4 июня 2004 года). Не менее интересное описание технологий голосования при проведении выборов в Госсовет Татарстана можно найти в http://www.ng.ru/regions/2004-06-11/4_kazan.html (“Независимая газета” № 118 (3231) 11 июня 20004 года). В этой публикации особенно поражает масштаб фальсификаций. Список подобного рода скандалов можно продолжать до бесконечности. Практически почти каждые выборы в России заканчиваются скандалами, связанными то с итогом подсчета голосов, то с численностью зарегистрированных и принявших участие в выборах избирателей, то с досрочным голосованием и так далее. И приходится Избирательным Комиссиям РФ долго, пространно-многословно и малоубедительно доказывать избирателям, что выборы проходили честно.

У большинства специалистов в области избирательных систем не вызывает сомнений, что избирательная система России давно нуждается в радикальной реформе, необходимость проведения которой достаточно убедительно высветили прошедшие в последние годы выборы. Несовершенство избирательной системы порождает никому не нужные политические коллизии, усиливает социально-политическую напряженность в российском обществе, приводит к неоправданным материально-финансовым затратам и в конечном итоге порождает в головах избирателей сомнения в легитимности избранных органов власти.

Принципиально иную позицию занимала до недавнего времени Центральная Избирательная Комиссия РФ. По мнению представителей ЦИК федеральное избирательное законодательство и избирательная система РФ вместе с технологиями голосования представляет собой целостную, стройную систему, не имеющую каких-либо серьезных недостатков, а реформы избирательной системы России если и нужны, то только на уровне субъектов Российской Федерации, с целью совершенствования их избирательного законодательства и приведения их в соответствие с федеральными законами. В 2002 году председатель ЦИК РФ Вешняков А.А. заявлял, что “произошло системное обновление федерального избирательного законодательства”, “избирательная система России является одной из лучших в мире” и предлагал странам Европейского Союза перенять новую российскую технологию голосования. В интервью журналу “Итоги” (№ 11(405), 16.03.2004, с.12) господин Вешняков сказал, что постоянные разговоры о фальсификации итогов голосования в стране возникают только потому, что “ нет пока у россиян привычки доверять властям”. По его мнению, основным достоинством избирательного процесса в России является быстрота установления итогов голосования. По этому показателю Россия находится “впереди планеты всей”, опережая даже США.

Но в последнее время положение резко изменилось. Было объявлено, что в России грядет новая реформа. Реформа избирательной системы. Вначале была развернута шумная компания по поводу внесения поправок в закон “О референдуме”. Несмотря на наличие в избирательной системе России просто “кричащих” проблем, требующих первоочередного решения, реформирование избирательной системы страны предлагается начать с проблем даже не второстепенной важности, а с - третьестепенной важности. А именно, в целях борьбы с коррупцией повысить до 7-10 процентов порог прохождения в Госдуму по партийным спискам или перейти на мажоритарную избирательную систему (то есть выборы только по одномандатным округам) или наоборот отменить выборы по одномандатным округам, оставив только голосование по партийным спискам (пропорциональная избирательная система). Избирательные реформы предлагается осуществлять в любимом российской ЦИК стиле “держать и не пущать”.

Более 15 лет назад (26 марта 1989 года) в СССР, а значит – и в России, прошли первые (после 70-летнего перерыва) альтернативные выборы. Первые выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и одновременно референдум по Конституции РФ проводились в декабре 1993 г. на основе “Положений о выборах”, утвержденных указами Президента РФ (в том числе указа об образовании Центризбиркома). За прошедшие годы избирательная система и избирательное законодательство России неоднократно подвергались хаотичному, бессистемному реформированию. Эта бессистемность завела их в правовой тупик.

Прошедшие в последнее десятилетие многочисленные выборы в Российской Федерации выявили не отдельные “шероховатости избирательных законов”, а глубокий системный кризис всей избирательной системы страны, в основе которого лежит неправильно выбранная концепция и отсутствие системного подхода при разработке избирательного законодательства, прежде всего его технологической (технической) компоненты.

“Без гнева и пристрастия” подробно рассмотрим, что представляет собой современное избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Сначала проанализируем избирательное законодательство страны с точки зрения механизма взаимодействия ее составных частей.

Выборы, как необходимый механизм (институт) демократического общества, включают в себя три важные компоненты: политическую, правовую и техническую (алгоритмически-технологическую). В политическом отношении выборы представляют собой важнейший механизм мирного разрешения конфликтов и противоречий, существующих в демократическом обществе, определения пути развития общества и формирование персонального состава государственных, муниципальных и иных органов управления страной и т.д. Юридически-правовая компонента выборов проявляется в виде избирательного права и избирательной системы страны. Она реализуется с помощью многосвязной системы законодательных актов, гарантирующих гражданам осуществление их законных избирательных прав и подробно описывающих механизм их реализации. Техническую составляющую выборов можно представить в виде некоторого алгоритма, то есть описания последовательности действий позволяющих решить некую практическую задачу, при заданных начальных условиях и некоторых ограничениях на возможные варианты решения. По сути, техническая составляющая выборов представляет собой специфический технологический процесс. С позиций технических наук, процедуры проведения выборов и голосования представляют собой задачи сбора, переработки, хранения, передачи и защиты информации. С этой точки зрения процедуры выборов и голосования (как и законодательная база выборов и референдумов) в Российской Федерации являют собой незавершенную стохастическую систему. Существуют два концептуально различных подхода к построению избирательных систем. Первый подход основан на правовой концепции, предполагающей, что избирательное законодательство РФ должно носить лишь рамочный характер без детальной регламентации структуры избирательной системы и всех этапов избирательного процесса. При этом детализация избирательной системы и избирательного процесса осуществляется с помощью различного рода смежных законов, инструкций, постановлений, решений, определений и т.д. Практическое использование такого подхода предусматривает создание огромной армии соответствующих чиновников, выступающих в качестве арбитров-толкователей правил “избирательного марафона”. Именно по такому принципу построена избирательная система России и такие же принципы предлагается положить в основу ее реформирования. Второй подход рассматривает задачу разработки избирательной системы как задачу создания специфического технологического процесса, с подробнейшим описанием всех входящих в его состав технологических операций. При таком подходе избирательное законодательство должно иметь прямое действие, содержать детальное описание механизма его практического применения, быть прозрачным и понятным для электората.

Модель избирательного законодательства России можно представить в виде пяти структурно взаимосвязанных блоков (областей):

    1. Конституция РФ
    2. Избирательное право
    3. Избирательная система
    4. Избирательный процесс
    5. Технологии голосования

С точки зрения теории множеств эти взаимосвязанные области избирательного законодательства и избирательных технологий представляют собой объединение пяти нечетких (размытых) множеств, имеющих между собой общие области соприкосновения. Неотъемлемой составной частью избирательной системы и избирательного процесса является технологический процесс голосования. В России, как и во многих других странах мира, этот процесс реализуется с помощью процедуры тайного голосования избирательными бюллетенями.

При этом саму процедуру голосования можно представить как частный случай метода экспертных оценок. Этот метод используют порядковые или количественные оценки процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению. На выборах и референдумах в качестве процессов и явлений выступают политические партии, общественные объединения, кандидаты, проекты законов и т.д. Экспертные оценки основываются на суждениях экспертов, в качестве которых на выборах выступает весь электорат или его определенная часть. При этом компетентность этих экспертов может быть условно оценена практически от нуля до ста процентов, но их мнение учитывается с одинаковым весом.

Каждая вышеперечисленная область избирательного законодательства содержит в себе ряд острых нерешенных проблем. Первая и самая главная проблема это несоответствие Конституции РФ и избирательного законодательства России.

Выборы и Конституция Основным нормативно-правовым актом, определяющим концепцию, структуру и характеристики избирательного права и избирательной системы любой страны является её Конституция. Конституция Российской Федерации декларирует основы государственного устройства, структуру, иерархию и компетенцию органов власти, в том числе механизмы формирования органов власти и механизмы приема и передачи властных полномочий. Наличие в государстве таких механизмов, важнейшей составной частью которых являются выборы, позволяет избежать кровавых “разборок” между различными частями электората в процессе борьбы за власть.

Уровень совершенства избирательного законодательства любой страны можно оценивать в рамках любых категорий: демократично-недемократично, просто-сложно, быстро-медленно, дешево-дорого, достоверно-недостоверно, и т.д. Но можно оценивать качество избирательного законодательства с позиций его соответствия Конституции этой страны. Если анализировать базовые федеральные избирательные законы России с этой точки зрения, то открывается удивительная картина.

В отличие от многих зарубежных конституций и от предыдущей Конституции РСФСР “образца” 1978 года, действующая Конституция России (принятая 12 декабря 1993 года) не содержит специальной главы об избирательном праве (избирательной системе). Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно декларируются в ряде статей и глав конституции.

Статья 32 устанавливает право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Эта же статья Конституции специально оговаривает возможность лишения избирательных прав определенной категории граждан.

Статья 60 фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. Фактически эта статья предоставляет гражданину право избирать (активное избирательное право) при достижении возраста 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме.

Статья 81 провозглашает всеобщее, прямое избирательное право, при тайном голосовании. Но только при выборах Президента РФ.

Статья 81 и статья 96 устанавливают срок полномочий Президента и Государственной Думы РФ, что влечет за собой периодичность проведения выборов.

Статьи 81 и 97 вводят избирательные цензы: возрастные для президента РФ и депутатов Госдумы РФ. Статья 97 запрещает депутатам Госдумы некоторые виды служебной деятельности. Статья 81 вводит для Президента РФ ценз осёдлости. Он обязан постоянно проживать в России не менее 10 лет. Заметим, что термин “постоянно проживать” недостаточно четкий. Отдельные элементы избирательной системы России изложены также в статьях 84, 96, 109.

Основные принципы государственного устройства и вытекающие из них требования к концепции избирательного права и избирательной системы России продекларированы в статье 3, главы I Конституции Российской Федерации. Статья 3 торжественно провозглашает:

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Суммируя все вышеперечисленные базовые избирательные законы и статьи конституции, посвященные выборам и избирательному праву, можно сделать вывод, что выборы в России должны проводиться свободно и добровольно, на основе всеобщего, равного, прямого волеизъявления граждан, при тайном голосовании. Косвенно гарантируется периодичность проведения выборов и сменяемость власти, вводятся избирательные цензы.

В работе [1] было отмечено, что российское избирательное законодательство не устраняет проблему “двойного счета”(миграционного голосования) и, следовательно, на выборах не всегда соблюдается основной принцип демократического голосования: один человек – один голос. Избирательная система не может гарантировать соблюдения анонимности голосования и для некоторых категорий граждан не обеспечивает свободного голосования. Кроме того, отсутствуют механизмы досрочного отзыва и оценки итогов деятельности лиц, занимающих свои должности в результате победы на выборах.

Отдельного разговора заслуживает декларируемый в Конституции принцип прямого волеизъявления граждан (проведение прямых выборов). Важным преимуществом прямых выборов по сравнению с косвенными и многостепенными (многоступенчатыми) является то, что все выборные органы власти непосредственно выбираются народом. Тем самым создается возможность постоянной связи этих выборных органов с избирателями и осуществляется постоянный контроль за их работой, естественно при наличии механизма досрочного отзыва лиц, занимающих выборные должности.

В действительности все используемые в России и в других странах технологии тайного голосования позволяют проводить не прямые, а псевдопрямые выборы. На самом деле, голосуя, избиратель опускает бюллетень в ящик для голосования непосредственно за того или иного кандидата (или против всех кандидатов), но в технологический процесс подсчета голосов включается избирательная (счетная) комиссия или некоторое техническое устройство (машина для голосования), а в некоторых технологиях и то и другое одновременно (например, в случае голосования с использованием сканеров избирательных бюллетеней или голосования с помощью сети Интернет). При использовании этих технологий избиратель лишен права контролировать правильность учета выбранного им конкретного варианта голосования при подведении общих итогов выборов. Это право в соответствии с российским избирательным законодательством избиратель делегирует (доверяет) избирательным комиссиям различного уровня (от участковой избирательной комиссии до Центральной Избирательной Комиссии). Поэтому красивые и гордые фразы статьи 3 конституции РФ являются чистой воды профанацией. В действительности единственным источником власти в Российской Федерации фактически является “его величество российский чиновник”. Пункт 1 статьи 15 Конституции РФ утверждает: “ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”. Анализ базовых федеральных избирательных законов на соответствие Конституции, позволяет сделать вывод, что Конституция РФ провозглашает одни принципы организации избирательного права, а все избирательное законодательство Российской Федерации опирается на совершенно другие принципы. Мы имеем факт правовой коллизии: федеральные конституционные законы о выборах не соответствуют Конституции России. То же самое можно сказать про законы о выборах абсолютно всех субъектов Российской Федерации. Из этого грустного факта как следствие вытекают три вывода:

  1. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 года, поэтому все избирательное законодательство страны, принятое после этой даты, не соответствует Конституции России.
  2. Все избранные в соответствии с этим избирательным законодательством органы власти не являются легитимными. Вся законодательная база Российской Федерации (законы, кодексы, указы Президента, постановления правительства, региональных органов власти, инструкции центральных и региональных ведомств и организаций) и другие законодательные документы, принятые после 12 декабря 1993 года, являются нелегитимными, так как все эти законодательные документы порождены нелегитимными органами власти. В частности, нелегитимными являются закон Российской Федерации “О воинской обязанности и воинской службе” и вся эпопея с российской приватизацией. И не это ли причина того, почему иностранцы так неохотно вкладывают инвестиции в экономику России? И будут ли они с большим желанием делать это в дальнейшем? Нелегитимной является вся правоохранительная и судебная система России. Законность приговоров, решений, постановлений, вынесенных нелегитимными судами различных инстанций, и их исполнение, в том числе и содержание под стражей в местах лишения свободы около одного миллиона человек весьма сомнительна. То же самое относится к процедуре выселения граждан из жилых помещений в соответствии с готовящимся новым жилищным кодексом.
  3. С позиций конституционного права итоги любых российских выборов не являются юридически значимыми. Результаты выборов любых органов власти в России (от Президента РФ до главы сельского административного округа) могут быть опротестованы и признаны недействительными, так как выборы проводились и будут проводиться по законам, не соответствующим Конституции РФ.

4. О каком укреплении вертикали власти может идти речь, если легитимность самой этой вертикали вызывает большое сомнение.

За последнее десятилетие проведения правовых реформ в России на практике осуществлена вековая мечта анархистов всех стран, времен и народов в области государственного строительства. В стране нет легитимной власти и практически нет легитимных законов. “Анархия – мать порядка! “ Недостатки российской избирательной системы и прежде всего непрозрачность и закрытость процедуры установления итогов голосования являются одной из причин всплеска терроризма в России.

Опять варяги на Руси. Второе несоответствие Конституции РФ и базовых федеральных избирательных законов обнаруживается при сопоставлении статьи 32 основного закона страны и пункта 10 статьи 4 федерального закона “ Об основных гарантиях избирательных прав…”.

Статья 32 Конституции России гласит:”

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Обратим внимание, что участвовать в управлении делами государства, а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право только граждане Российской Федерации. Конституция не дает право участвовать в управлении страной, избирать и быть избранными в любые органы власти гражданам, имеющим двойное, тройное (и так далее) гражданство, или гражданам других стран. А теперь открываем текст федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав …” и в статье 4 пункт 10 читаем: ”На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации”.

Предложение наделить избирательным правом иностранцев не является новым. По конституции РСФСР 1918 года иностранцы, проживающие на территории РСФСР и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству, обладали избирательными правами. Конституция СССР, принятая в 1936 году отстранила от участия в выборах лиц, не являющихся гражданами СССР.

Фактически, здесь делается попытка осуществить ревизию фундаментального юридического термина –“гражданство”. В Конституции России термин “гражданство” определяет юридическую и правовую принадлежность физического лица, к данному государству. В силу “гражданства” на человека распространяется законы государства, установленные гражданские права и обязанности, в том числе и избирательное право. Предоставление гражданам иностранных государств, а также апатридам и бипатридам (лицам без гражданства или имеющим двойное гражданство) права избирать в органы власти фактически поощряет ползучую аннексию территории РФ и в будущем может вызвать эрозию власти, межнациональные трения и конфликты, что уже сейчас фактически и происходит в Москве, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Хотя сегодня иностранные граждане пока лишены активного и пассивного избирательного права на выборах в федеральные органы власти. Но в той же Москве советниками в районные собрания избраны несколько десятков человек, не имеющих российского гражданства или имеющих двойное гражданство. Можно ли с уверенностью сказать, что среди корпуса российских депутатов нет лиц, скрывающих факт наличия иностранного паспорта, но одновременно пользующихся льготами по налогообложению как граждане иностранного государства?

Но в то же время пункт первый статьи 15 Конституции РФ гласит:” Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ”. Возникает вопрос, почему Власть не реагирует на нарушение Конституции России. Гарант Конституции господин Президент Российской Федерации, “президентское око” господин Генеральный прокурор Российской России где Вы, отзовитесь?

Следует обратить внимание на противоречия, содержащиеся в тексте самой Конституции РФ. С одной стороны первый пункт статьи 15 основного закона страны гласит: ”Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ”. Но с другой стороны пункт 4 той же статьи 15 утверждает: ”Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом (в том числе и конституцией ?!) то применяются правила международного договора.” То есть избранные с нарушением Конституции высшие институты государственной власти России, легитимность которых более чем сомнительна, тем не менее, имеют право от имени народа заключать международные договоры, приоритет которых будет выше, чем приоритет всех законов страны, включая и принятый на всенародном референдуме высший закон страны –Конституцию! Может ли страна, в Конституции которой есть такой пункт считаться суверенной и независимой? И если, например, очередной выдающийся президент подпишет международный договор о продаже за три копейки “очередной Аляски” или подарит очередной “Крым” очередному “лучшему другу”, а “карманные парламенты” по ускоренной процедуре утвердят этот документ, то с точки зрения российской Конституции это будет вполне легитимно?

Электоральные трибуналы. Еще одно несоответствие Конституции и избирательных законов РФ выявляется при анализе статьи 46 Конституции России.* Пункт 1 статьи 46 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод”. В числе прочих прав и свобод каждому гражданину России должна быть предоставлена и гарантирована соответствующими законодательными механизмами судебная защита совокупности его избирательных прав. При их нарушении гражданин вправе обращаться в суды и добиваться с помощью правовой процедуры защиты этих прав.

В настоящее время защита избирательных прав граждан и общественных организаций осуществляется судебными или иными органами в процессе рассмотрения электоральных (избирательных) споров. Специфика электоральных споров состоит в том, что зачастую их рассмотрение и выполнение судебных и иных решений по ним должно осуществляться практически “мгновенно” в течение нескольких дней и даже часов. Практикуемое сейчас рассмотрение этих споров в судах общей юрисдикции не позволяет оперативно и квалифицированно принимать легитимные судебные решения и, следовательно, бороться с нарушениями избирательного права и избирательного законодательства. Выносимые судьями “широкого профиля” решения по электоральным делам порой поражают своей фантастической некомпетентностью. Для устранения этого недостатка в стране должна быть создана система специализированных электоральных трибуналов (судов). Такие узкоспециализированные суды давно существуют в целом ряде зарубежных стран. Должен быть в первоочередном порядке разработан и принят закон (или раздел закона) о судебной защите избирательных прав граждан.

Рассмотрение электоральных дел в судах различных инстанций часто проходит по типовым сценариям:

1.Суд выполняет заказ “власти” или больших денег, стремится всеми мыслимыми и немыслимыми способами либо снять с выборной дистанции неугодного кому-то кандидата, либо аннулировать результаты голосования, либо закрывает глаза на нарушения закона со стороны кандидата, который ему “симпатичен”.

2.Суды стараются максимально затягивать рассмотрение дела по существу и стараются, как можно дольше не оглашать свое решение, выжидая, когда и чем закончатся выборы.

3.Решения судов либо отказывают истцам в удовлетворении иска (вопреки очевидным фактам и логике), либо признают отдельные факты нарушения избирательного законодательства, но считают их малозначительными, не оказывающими существенного влияния на объявленные итоги выборов.

Судьи, как огня, боятся рассмотрения дел об электоральных спорах после объявления итогов выборов и определения победителей. Дело тут не только в пресловутом административном ресурсе, нечестности или недостаточном мужестве представителей судейского корпуса. Строгое соблюдение избирательного законодательства и объявление каких-либо выборов недействительными может ввергнуть страну в “правовую бездну” с непредсказуемыми последствиями для социально-политической безопасности государства. Причиной такого положения является то, что в законодательстве России абсолютно не разработан вопрос о порядке сдачи-приема должностных полномочий от физического лица, ранее занимавшего исполнительно-распорядительную выборную должность, лицу, заступающему на эту должность в результате победы на выборах. В традициях российского законотворчества проблема сдачи-приема властных полномочий решается “в одно касание”, по принципу “власть сдал, власть принял”. Это обосновывается тем, что власть долго не может быть “бесхозной”. Она всегда должна быть в чьих-то руках. Но такая концепция фактически лишает избирателя возможности осуществить судебную защиту своих избирательных прав. Например, статья 82 закона “О выборах президента РФ” гласит, что лицо, избранное на должность Президента страны, вступает в должность или по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего президента, или на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов. В свою очередь статья 79 этого же закона требует, от Центральной Избирательной Комиссии не позднее, чем через две недели осуществить официальное опубликование данных об итогах выборов Президента России. Практически получается, что даже в случае, если жалобы избирателей (кандидатов, партий) на фальсификацию итогов голосования приняты к рассмотрению Верховным судом РФ (или судом субъекта РФ) несмотря на то, что за 44 дня суд может и не успеть принять решение по этим жалобам, кандидат объявленный ЦИК победителем автоматически вступает в должность Президента РФ. Это обстоятельство определяет возможную стратегию и тактику поведения стороны, осуществившей фальсификацию итогов выборов. Необходимо любыми способами затянуть рассмотрение электорального дела в суде. А затем де-факто суд не может отстранить от занимаемой должности лицо, занявшее должность Президента РФ даже, несмотря на чудовищные факты фальсификации при установлении итогов выборов, потому что в противном случае в государстве, регионе, городе и так далее, наступает правовой паралич. (Все законодательные, исполнительно-распорядительные и иные акты, подписанные лицом, отстраненным от должности, являются незаконными с момента их принятия и естественно подлежат отмене. Суды будут завалены исками законопослушных граждан, пострадавших от отмены этих актов.) Рассмотрение электоральных споров может представлять собой сложное, запутанное и объемное дело, а судебный процесс его легитимного рассмотрения может продолжаться очень долго. Для устранения такого возможного казуса необходимо:

  1. увеличить временной интервал между окончанием выборов и вступлением в должность кандидата победившего на выборах. Например, продлить его до 90 дней.
  2. Разработать конкретный, прозрачный и гласный механизм сдачи-приема властных полномочий.
  3. В случае, если из-за сложности рассмотрения дела о фальсификации выборов суд не успеет в течение этого срока вынести свое решение, законодательно предусмотреть возложение временного исполнения обязанностей президента (губернатора, мэра и т.д.) на другое должностное лицо.

Какие проблемы могут возникнуть в стране при отсутствии подробного механизма приема-сдачи высших в государстве властных полномочий наглядно показывают события в Абхазии после выборов 2004 года.

Избирательная система: мажоритарная или пропорциональная. В российское общество с “подачи” председателя ЦИК Вешнякова А.А. вброшена на обсуждение надуманная “вечная” проблема. Проблема выбора оптимальной избирательной системы. Предлагается при выборе депутатов Госдумы РФ полностью отказаться от выборов по одномандатным округам и перейти на выборы по партийным спискам. Причем сторонники такой избирательной системы осуществляют “презентацию” своей идеи таким образом, что их можно заподозрить либо в дремучем невежестве, либо в лукавстве. Поскольку научный потенциал и высокий профессионализм сотрудников ЦИК РФ не вызывает сомнения, и их трудно обвинить в том, что они не ведают, что творят, то налицо проявления некоторого “лукавства”

Проблема выбора оптимальной избирательной системы давно, тщательно и детально исследована в научной литературе. В различных странах мира при выборах в парламенты используются более 12 различных избирательных систем.(Смотри, например, [2] или http://lyubarev.narod.ru/elect/diss/diss_ogl.htm). Научно-технический и интеллектуальный потенциал России и ее народа позволяет без проблем использовать любую из этих известных систем. Но в подавляющем большинстве стран используются либо мажоритарная избирательная система, либо пропорциональная избирательная система. Или, как в России, их комбинация. Каждая из этих систем имеет свои давно известные минусы и плюсы. Считается, что мажоритарная система позволяет сформировать стабильное “эффективное” правительство и быстро проталкивать через парламент нужные исполнительной власти решения (законы). Кроме того, когда депутаты избираются от конкретной территории у них теснее связь с избирателями. Это обстоятельство является немаловажным фактором, учитывая многонациональный состав населения России. Отмена выборов по одномандатным округам приведет к росту межнациональной и межрегиональной напряженности в стране. Недостатком мажоритарной системы, реализующей принцип: “победитель получает все, проигравший ничего” является также то, что она не позволяет учитывать мнения групп населения, не имеющих своих депутатов в парламенте. Теоретически, если, например, партию А поддерживают 50,01% избирателей страны, а партию Б 49,99 % избирателей, и такое соотношение равномерно обеспечивается во всех регионах страны, может случиться, что партия А получит в парламенте все 100% депутатских мандатов. Такой расклад сил в парламенте создает потенциально взрывоопасную ситуацию в стране. С этой позиции пропорциональная избирательная система является более справедливой и в большей степени обеспечивает социально-политическую безопасность РФ. Выбранные таким способом депутаты уже организованы в партии и сразу готовы занять определенные посты в комитетах и комиссиях парламента, более эффективно работают, так как дополнительно используют аппарат своей партии. Тем более, что одномандатная избирательная система, как правило, не обеспечивает равенство избирателей при выборах в парламент из-за неравномерной нарезки избирательных округов. В частности пункт 3, статьи 12 закона “О выборах депутатов Госдумы РФ” гласит, что число избирателей в одномандатных округах может отличаться от средней нормы представительства на 10%, а в труднодоступных отдаленных районах на 15%. Закон “Об основных гарантиях избирательных прав ….” (пункт 4 статья 18) допускает увеличение этой цифры до 30 %. Таким образом, законодательно вводится неравенство избирателей, так как условный “вес” одного избирателя в зависимости от географического положения избирательного округа может изменяться от 1 до 1,3. Такая ситуация прямо противоречит пункту 2, статьи 19 Конституции РФ, где гарантируется равенство прав и свобод гражданина России независимо от места жительства. Очевидно, что образование совершенно равных по численности населения избирательных округов задача практически не выполнимая, поскольку происходит постоянная миграция населения, изменение его численности и т.д.

Но не менее серьезные дефекты имеет пропорциональная избирательная система. В частности она противоречит тому же пункту 2 статьи 19 Конституции РФ, так как по сути дела вводит дискриминацию граждан по признаку “принадлежности” к той или иной партии или симпатии этой партии к конкретному депутату. Кроме того, избрание депутатов парламентов только по партийным спискам позволяет “власти” при желании запретить или приостановить деятельность любой партии, например, обвинив ее в экстремистской деятельности. Основанием для этого могут служить федеральные законы “О противодействии экстремистской деятельности” и “О политических партиях”. Устроить очередной образцово-показательный “поджог рейхстага” и обвинить в нем любую российскую партию можно с легкостью необыкновенной. Тогда эта политическая партия пролетает мимо выборов “как фанера над Россией”. Непонятно, что делать если в парламент избраны депутаты от партии Х, а сама партия объявила о самороспуске (ликвидации)? Или с точностью до наоборот поменяла устав и программу? Или в партии произошел раскол 50% на 50%. В этих случаях вполне можно говорить о наличии всех признаков мошенничества и обмана избирателей.

Еще один довод, выдвигаемый против мажоритарной системы и против прямых выборов вообще, состоит в том, что на должности руководителей регионов и в депутаты выбираются случайные, малодостойные и некомпетентные люди. В качестве примера тут можно вспомнить факт, когда кандидатом на должность главы огромного региона был зарегистрирован человек, у которого за тридцать лет трудового стажа в графе профессия и занимаемые должности была единственная запись – стрелок ВОХР. Зарегистрирован он был только потому, что являлся полным двойником одного из основных кандидатов. Или случай избрания на должность губернатора крупнейшего края известного всей стране рассказчика банных анекдотов, вся избирательная кампания которого проходила под лозунгом: ”Мужики! Выберете меня, две недели гулять будем! Обещаю!” ( Смотри “Новая газета” № 69, 20.09.2004 или http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/69n/n69n-s18.shtml )

Но этот “дефект” легко устраняется, если во-первых используется давно обещанный властью механизм досрочного отзыва депутатов, губернаторов, президентов и т.д., и во-вторых если пересматривается и конкретизируется система избирательных цензов при осуществлении пассивного избирательного права. Для этого можно внести соответствующие изменения в закон “Об основах государственной службы”, дополнив его разделом “Квалификационные требования для работы на должностях, занимаемых в результате победы на выборах”. Дополнительно можно ввести обязательное предварительное собеседование кандидатов на должность президента, губернатора, мэра и т.д. с комиссией депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа. Собеседование должно проходить публично на открытых слушаниях. Должна осуществляться свободная аудиозапись и видеосъемка процесса собеседования. Отчет о собеседовании должен быть опубликован в средствах массовой информации в первую очередь электронных СМИ. Выводы комиссии депутатов должны носить рекомендательный характер, но в обязательном порядке должны быть доведены до сведения избирателей.

Таким образом, основная “лукавая” цель введения новой избирательной системы - отобрать у регионов право определять на местах победителя избирательного марафона. Это будет делать Федеральная власть в Москве, исходя не из воли избирателя, а из “политической целесообразности”. Из политической целесообразности как она видится из окна кремлевского кабинета.

Когда выборы заходят в тупик. Российское избирательное законодательство призвано регулировать сферу общественных отношений, связанных с проведением выборов в органы публичной власти и референдумов по основным проблемам страны, региона, муниципального образования и т.д. В то же время выборы представляют собой некий детерминированный механизм, позволяющий однозначно определить результаты голосования и порядок распределения мандатов в законодательные органы власти. Этот механизм, подробно изложенный в тексте избирательного закона, должен охватывать все возможные варианты развития избирательного процесса. В процессе выборов нельзя допустить возникновение ситуации, не предусмотренной в законе. Наличие такого варианта развития избирательного процесса свидетельствует о низком качестве разработки закона и может представлять собой угрозу социально-политической стабильности России. Но тем не менее именно такая отнюдь не гипотетическая ситуация возможна при проведении выборов в Госдуму РФ в полном соответствии с действующим законом “О выборах депутатов Госдумы …”.

Правовой тупик может возникнуть при попытке избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся там в длительных командировках реализовать свое законное активное избирательное право. На выборах в Госдуму РФ при голосовании по одномандатным округам эти избиратели приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территории различных регионов России. Прикрепление этой категории избирателей к конкретным территориальным избирательным комиссиям осуществляется по следующей схеме.

Министерство иностранных дел РФ предоставляет в Центральную Избирательную Комиссию России сведения о количестве российских граждан, находящихся до начала выборов в конкретной зарубежной стране и обладающих активным избирательным правом. (На прошедших в декабре 2003 года выборах в Госдуму это количество составляло около 1 миллиона 200 тысяч человек). Исходя из этой цифры, ЦИК осуществляет прикрепление избирателей проживающих в зарубежных странах к конкретным одномандатным округам. При этом учитывается, во-первых, что средняя численность избирателей одной территориальной избирательной комиссии составляет около 500 тысяч человек, а во-вторых, что количество приписанных избирателей не может превышать 10 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого одномандатного округа, то есть приблизительно 50 тысяч. (Смотри пункт 2 статьи 12 закона “О выборах депутатов Госдумы РФ”).

Опираясь на эти цифры, ЦИК на федеральных выборах 2003 года приписала российских граждан, постоянно проживающих за границей к 29 одномандатным округам, находящихся на территории шести регионов – Москвы, Петербурга, Московской, Ленинградской, Калужской и Тульской областей. Таким образом, выделенный общий лимит для “иностранных” граждан России составлял 29х50 » 1450 тысяч избирателей. Однако количество избирателей, голосующих на избирательных участках за пределами России, может увеличиваться вплоть до момента окончания выборов. (Смотри пункт 4, статьи 16 закона “О выборах депутата Госдумы …”). Поэтому, если ЦИК, опираясь на свой опыт, угадала и количество зарубежных” избирателей на приписанной территориальной избирательной комиссии не превысило 10 процентов, то итоги выборов подводятся нормально, в противном случае выборы заходят в тупик, так как пункт 12 статьи 16 закона “О выборах депутатов Госдумы …РФ” запрещает вносить - какие либо изменения в списки избирателей после окончания голосования. Практика выборов показывает, что количество граждан России, постоянно проживающих за рубежом увеличивается год от года. (По данным МИД РФ на 1 января 2004 года численность избирателей, зарегистрированных за пределами территории России составляла 1322695 человек.) Поэтому если, например, придется осуществлять приписку “зарубежных” избирателей во все 225 одномандатных округов, а количество таких избирателей превысит 10 процентов от численности избирателей в каждом округе, выборы заходят в правовой тупик. Таким образом, механизм закона о “Выборах депутатов Госдумы “ при определенном раскладе голосов, просто не позволяет подвести итоги голосования. Поэтому отмену выборов по одномандатным округам можно рассматривать как попытку тихо убрать этот огромный пробел в российской избирательной системе. Выходом из этого правового тупика может являться вариант, когда все голосующие за рубежом избиратели будут приписаны к одному или нескольким специальным “иностранным” одномандатным территориальным избирательным комиссиям.

Процедура голосования граждан России на избирательных участках за пределами страны представляет собой огромную проблему. Количество избирателей, зарегистрированных на этих участках есть величина неизвестная. Контроль общества (наблюдателей, избирателей, журналистов и т.д.) за деятельностью избирательных комиссий в различного рода российских загранпредставительствах либо минимален, либо отсутствует вообще. Но эти результаты голосования способны оказывать существенное влияние на подведение итогов выборов. Гипотетически можно представить ситуацию, когда на выборах в территориальной избирательной комиссии (ТИК) в N-ской губернии победили партия “Зародину” и кандидат А. Победили с отрывом в 9,5 процентов от занявших второе место партии “Неделимая Россия” и кандидата Б. Но если Центральная Избирательная Комиссия присылает результаты голосования в каком-нибудь “Гондурасе”, в соответствии с которыми все 10% приписанных к данной ТИК “зарубежных” избирателей проголосовали за партию “Неделимая Россия” и за кандидата Б, то ТИК вынуждена будет назвать их победителями несмотря на то, что достоверность этих данных более чем сомнительна. Результаты голосования и количество принявших участие в выборах “зарубежного” электората могут являться в руках избирательных комиссий различного уровня очень “удобным инструментом” для фальсификации итогов голосования. Для того, чтобы предотвратить возможные злоупотребления при организации избирательного процесса для российского электората, постоянно проживающего за пределами страны, представляется целесообразным процесс голосования на избирательных участках за пределами РФ начинать на один день раньше, чем голосование в России. Итоги голосования на этих избирательных участках оглашаются только после окончания выборов на всей территории Российской Федерации. Но информация о количестве избирателей, принявших участие в выборах за пределами России через средства массовой информации доводится до сведения граждан в день голосования на территории РФ. Это позволит поставить заслон на пути махинаций с численностью принявших участие в выборах избирателей. При этом, как отмечалось выше, все голосующие за рубежом избиратели должны быть приписаны к одному или нескольким специальным “иностранным” одномандатным территориальным избирательным комиссиям.

Необходимо также изменить порядок включения в список для голосования на участковых избирательных комиссиях за пределами территории России. Для лиц постоянно проживающих за пределами России должен быть введен “ временной” ценз на право использования активного избирательного права. Если гражданин РФ не был на территории страны более 10-20 лет, то он лишается права голосовать на выборах. Такое ограничение действует во многих странах мира, например в Великобритании. Избиратели временно находящиеся за пределами территории России, включаются в список для голосования только при следующих условиях:

    1. Предварительное обращение в консульские отделы с заявлением с просьбой включить в список для голосования. В заявлении указывается номер удостоверения личности и место(адрес) постоянного проживания.
    2. Консульские службы посылают запрос в территориальную избирательную комиссию по месту основного жительства избирателя
    3. Получив запрос, территориальная избирательная комиссия исключает избирателя из списков для голосования и отправляет в соответствующую консульскую службу открепительное удостоверение.
    4. Получив открепительное удостоверение, консульские службы включают избирателя в списки для голосования на избирательном участке за пределами территории страны.
    5. Избиратель может взять такое открепительное удостоверение в России заранее. Но срок его действие должен быть ограничен.

Подобная схема используется в избирательных системах многих стран мира, например в США.

О некоторых других проблемах связанных с избирательными цензами для граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом можно прочитать в работе [3].

Помимо Конституции страны источниками избирательного права, избирательной системы и избирательного процесса России являются:

Федеральные законы РФ. Федеральными законами устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации, а также определяется порядок проведения выборов в федеральные органы государственной власти. Первая задача решается Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

Кроме названного закона при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления применяются и другие федеральные законы, содержащие нормы избирательного права, регулирующие конкретную избирательную кампанию. Это, прежде всего, федеральные законы: “О выборах президента РФ”, “О выборах депутатов государственной думы федерального собрания РФ”, “О референдуме РФ” и другие.

Законы субъектов Российской Федерации. В отличие от федеральных законы субъектов Российской Федерации конкретизируют и устанавливают порядок выборов только органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для всей системы законодательства, в том числе избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, основополагающими являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативно-правовых актах закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также условия реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного, права выдвижения своей кандидатуры на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, декларируется перечень избирательных цензов.

Систему избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации, как правило, составляют законы о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации, президента), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы муниципального образования.

Акты органов местного самоуправления Актами местного самоуправления устанавливается содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Глава 8 Конституции РФ устанавливает степень самостоятельности населения соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации, наделяющей население соответствующих территорий правом самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, решение о конкретном составе выборных органов местного самоуправления может быть принято только на местном уровне. Эти акты принимаются в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако, в любом случае нормы уставов муниципальных образований не должны противоречить федеральному и региональному избирательному законодательству.

Акты избирательных комиссий. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации наделяются правом принимать инструкции и некоторые иные нормативные акты.

Практика проведения многих избирательных кампаний разного уровня в последнее десятилетие показывает, что и ЦИК РФ на федеральных выборах, и избирательные комиссии субъектов РФ на региональных и местных выборах данным правом широко пользуются, поскольку: во-первых, не всегда законодательные органы способны глубоко и детально вычленить специфику именно применения избирательных норм; во-вторых, постоянно меняющееся избирательное законодательство не всегда удается верно осознать и правильно использовать в своей работе самим членам избирательных комиссий, особенно на уровне участковых избирательных комиссий, где подавляющее большинство членов комиссий с правом решающего голоса не имеют специального юридического образования. Вышестоящие избирательные комиссии, работающие на постоянной основе, вынуждены создавать дополнительные инструктивные материалы. Данные материалы разъясняют и упрощают сложные нормативные требования, помогают на практике совершать меньше ошибок.

Статья 20 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” определяет: “Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума”.

Постановления (определения) судов различных инстанций. Постановления судов (конституционного, арбитражного и судов общей юрисдикции) различных инстанций в ряде случаев оказывают прямое влияние на ход избирательного процесса и на отдельные области избирательной системы.

Традиции, Обычаи, Сложившаяся практика. Ряд составляющих избирательной системы и избирательного процесса не регламентируется ни одним нормативным или законодательным документом и реализуется в соответствии с принципом сложившейся практики, ввиду кажущейся очевидности и однозначности их практической реализации.

Полностью статья будет опубликована в ближайшее время на сайте

http://www.voting.hotbox.ru/ .

Если вы хотите получить ее по рассылке оставьте заявку-нтернет адрес http://www.voting.hotbox.ru/subscribe_r.htm

Выводы. Таким образом, при скрупулезном анализе базового избирательного законодательства и его соответствия Конституции РФ можно говорить о просто кричащих противоречиях. Есть все основания утверждать, что при проведении выборов и подведения их итогов мы имеем факт искажения воли избирателей и как результат незаконное присвоение властных полномочий. С учетом этого обстоятельства все “выбираемые” институты власти (Президент РФ, Госдума РФ, Совет Федерации и т.д.) с позиций Конституции России не являются легитимными.

Любые выборы в России проходят с грубейшим нарушением Конституции страны, избирательного законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области избирательного права. Причем характер и число таких нарушений-отступлений позволяет поставить под сомнение официально объявляемые итоги голосования. Поэтому легитимность всех институтов власти Российской Федерации более чем сомнительна! Если подходить к итогам всех российских выборов с позиций конституционного права и изложенных в тексте Конституции РФ принципов российского избирательного права, то юридическая значимость установленных итогов голосования является ничтожной.

Тщательный и непредвзятый анализ выборного законодательства РФ показывает следующее. Многие разделы избирательной системы и избирательного процесса России характеризуются наличием многочисленных белых пятен. Другие разделы, напротив, покрыты густым, непрозрачным туманом, допускающим неоднозначное толкование и сверкают многочисленными дырами и прорехами. Создается впечатление, что такая “неряшливость” в разработке этой самой важнейшей области законодательства является не случайной, а намеренной. Разработка этой важнейшей области права осуществлялась по принципу “закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло”. Российскому чиновнику и в первую очередь представителям избирательных комиссий не хочется действовать строго в рамках электоральных законов и быть простыми регистраторами воли избирателей, выраженной в итогах голосования, им хочется выступать в роли толкователей избирательных законов и быть вершителями судеб страны.

К большому сожалению, эволюция избирательной системы России происходит в сторону превращения выборов из необходимого, прозрачного и понятного населению механизма демократического общества в орудие информационно-психологического воздействия на избирателей. Причем в орудие самого мощного калибра, основная цель которого дистанционное воздействие на граждан с целью принуждения к “правильному поведению”.

Выборы в России перестали быть инструментом влияния народа на власть и механизмом контроля за ее деятельностью. Мы переживаем возрождение и расцвет так называемой управляемой, манипулятивной демократии, когда большие и маленькие “выборы” стали лишь ширмой, набедренной повязкой, фиговым листком, прикрывающим полную наготу власти. Из серьезной, жизненно необходимый любому демократическому государству процедуры, выборы все больше и больше превращаются в ярмарочный балаган.

Власть тешит себя надеждой, что избиратель и далее не будет проявлять интерес к политической кухне, на которой готовится “блюдо”, называемое установлением итогов тайного голосования. Однако “политическая мода” - дама очень капризная и переменчивая. Поэтому если “завтра” народ жестко потребует от власти предъявить доказательства того, что итоги выборов были подведены правильно, власть не сможет предъявить ему ничего, кроме своего “честного слова”. И в истории России обязательно наступит такой момент, когда народ перестанет воспринимать мифы о заоблачных рейтингах некоторых политических лидеров России и ему надоест слушать сказки об абсолютной беспристрастности и кристальной честности избирательных комиссий. Рано или поздно избирателям эти “весомые” аргументы власти покажутся недостаточным и тогда в стране, обладающей оружием массового поражения, может наступить хаос, который закончится всемирным библейским “Армагеддоном” и исчезновением земной цивилизации.

Конечно, можно и дальше отмахиваться от всех вышеперечисленных проблем, называя это крючкотворством, клиническим занудством и т.д., но в этом случае может ли российская “Власть” требовать от рядового гражданина уважения к “Закону”, если она сама его грубо нарушает.

Литература

1. Макаров Б.А. Выборы: декларации и действительность (Некоторые проблемы избирательного права в современной России). Журнал “Конституционное и муниципальное право” , №5, 2003, с. 20-29.

2. Любарев А.Е. Конституционно-правовые основы многообразия избирательных систем в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. , Москва, 2004 г., 198 с. http://lyubarev.narod.ru/elect/diss/diss_ogl.htm

3. Макаров Б.А. Фальсификация. Журнал “Ять”, №9, 2003, с. 88-93.

4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.

Ответственный редактор к. ю. н. А.А. Вешняков. М., издательство “Норма”, 2003 г.-816 с.

5. Зарубежное избирательное право. Научный редактор В.В. Маклаков. М., издательство “Норма”, 2003 г.-283 с.

 

Hosted by uCoz